В историю фотографии вписаны не только мастера, создававшие всем известные снимки, но и люди, казалось бы, из совершенно других сфер. Яркий тому пример — американская писательница Сьюзен Зонтаг (Susan Sontag), оказавшая влияние на всю визуальную культуру ХХ века. Казалось бы, что общего у литераторов и фотографов? Конечно, они используют все тот же творческий «инструментарий» — воображение и способность увидеть то, чего не видят другие. Но в реальности не каждый писатель может похвастаться местом в пантеоне деятелей кино, театра и фотографии. Сьюзен Зонтаг — исключение.
Центральной формой самовыражения писательницы была художественная критика. Известнейший и влиятельнейший автор, она написала в середине 1960-х ряд ключевых для эпохи эссе, после публикации которых искусство перестало быть прежним. Ее книга «О фотографии», сборник статей разных лет, вышедший в 1977 году, считают фундаментальным теоретическим трудом по фотодокументалистике. Еще одна работа — «Против интерпретации» — стала манифестом против потребления, в том числе культурного. Как зрителю взаимодействовать с художественными произведениями в эпоху переизбытка контента? Как воспринимать и интерпретировать message автора и стоит ли это делать?
Зонтанг утверждала, что умение чувствовать — главное в отношениях между автором художественного произведения и зрителем. Объяснение той же фотографии «одомашнивает» искусство, делает его ручным, но оно, как и сами люди, — какое угодно, но не одинаковое для всех. Ее точку зрения разделяли многие великие фотографы, писатели и кинодеятели — ее связывали тесные отношения с Энни Лейбовиц (они были близки и дружили до смерти Сьюзен от лейкемии), она была знакома с Энди Уорхолом и Иосифом Бродским, о котором написала еще одно легендарное эссе. Ее снимал в кино Вуди Аллен и она сама была автором нескольких сценариев к фильмам. Однако, в историю Зонтаг вошла, прежде всего, как художественный, социо-культурный и фотокритик.
Философия, этика и конфликты фотоискусства
Одна из самых известных работ автора — «О фотографии», сборник эссе, последовательно раскрывающих темы феномена документальной фотографии. Сьюзен подняла тему этики снимка, в особенности трагического. Обнажая проблему, фотография с ее правильной композицией и эстетикой странным образом уменьшает значимость человеческих горестей, превращая их в зрелище. Она считала, что снимок, показывая страшные вещи, примиряет нас с ними, а об этом нельзя забывать. Иллюстрацией к постулату Сьюзен стало ее противостояние с Дианой Арбус — один из наиболее глубоких художественных конфликтов ХХ века, затронувший основы восприятия негатива и чужой боли.
Диана, работавшая в жанре странного и порой устрашающего макабра — маргинальное и деструктивное начало, столкнувшееся с чистым аналитическим взглядом писательницы. Зонтаг скорее не принимала снимки Арбус, нарушающие все каноны и протестующие против социальных табу. В то же время она признавала их важность. Автор беспощадно относилась к ханжеству и нарушениям человеческих прав, будь то табуирование людей с физическими недостатками, больных раком и СПИД, война во Вьетнаме или югославский конфликт, который она наблюдала своими глазами.
Именно Сьюзен впервые четко сформулировала тему общественной функции «человека с камерой». «Замораживая» время, фотограф сохраняет память — не только личную, семейную, но и коллективную, социальную. Зонтаг даже называла снимки «коротким убийством», подчеркивая, что через него зритель становится участником сцены, попавшей в кадр. Однако, фотография — не только хладнокровная фиксация событий.
Снимок позволяет обрести собственную идентичность, понять себя и, что немаловажно, презентовать обществу. В книгах, известных всем профессиональным фотографам, Зонтаг поднимает темы поистине философские — возможно ли интерпретировать искусство до конца (по ее мнению — нет), всегда ли оно обладает содержанием и как важно разрабатывать язык чувственных образов для его описания.
Жизнь, рефлексия и выражение их через творчество
Публичный, открытый, интеллектуальный автор, Сьюзен Зонтаг была сторонницей непосредственного опыта. Противопоставляя его интерпретациям, она была человеком с открытым взглядом на экспериментальное искусство, которое, впрочем, нещадно критиковала. Ее всегда считали «белой вороной» — еще с детства, когда кроме книг, у Сьюзен Розенблатт (это ее настоящая фамилия) друзей не было.
Родилась Сьюзен 16.01.1933 года в семье нью-йоркских евреев. Поступила в университет Беркли в 15-летнем возрасте. Переведясь оттуда в Чикагский университет, Сьюзен окончила учебу в 1951 году и вышла замуж за Филипа Рифа. У них родился сын Дэвид — единственный ребенок писательницы.
Еще в университете девушка начала писать культурологические эссе, а впоследствии стала преподавать в университете. Получив степень магистра философии в Гарварде, она на время отказалась от академической карьеры и уехала в Париж из-за проблем сексизма. Во Франции Зонтаг активно писала, занималась кинематографом, изучала фотографию и зарождающийся язык нового бунтарского искусства. Вернувшись в Америку в 1958 году, она развелась с мужем и посвятила себя писательству и художественной критике.
На протяжении нескольких десятилетий, публикуя исследования выразительных средств обновляющейся культуры, Зонтаг поистине расставила ее основные вехи. Вульгарная эстетика как выразительный инструмент, болезни как метафора, авангардизм и этика крайности — она не боялась поднимать эти и другие неоднозначные темы. Даже заболев раком, она не перестала работать до смерти в Нью-Йорке в 2004 году.
Энни Лейбовиц, снимавшая Сьюзен последние 15 лет ее жизни, выпустила в соавторстве с писательницей книгу «Женщины» (2000 год). Последняя работа Зонтаг — «Глядя на боль других» — продолжала темы, которые автор поднимала всю жизнь. Ее творческое наследие — новая эстетика, моральность и принятие фотографии как могущественной силы, способной влиять на судьбу нашего сложного общества.