Имя Марка Рибу (©Marc Riboud) известно абсолютному большинству людей, которым интересна фотожурналистика. Французский фотограф за свою более, чем шестидесятилетнюю карьеру стал настоящим патриархом жанра. Анри Картье-Брессон, который знал Рибу с 1952 года, говорил, что тот — прирожденный геометр с глазом «как компас». Фотограф с точнейшим взглядом и чувством баланса очень не любил, когда его называли художником — он сам считал себя прежде всего «невидимкой», который терпеливо следит за событиями и людьми, схватывая моменты, наиболее точно отражающие суть композиции. Сам Рибу не любил вмешиваться в частную жизнь людей, но, как он сам говорил, не мог сопротивляться чувству, заставляющему его подходить ближе и снимать.
Фотограф умел снимать фантастические «живые» и характерные портреты, пейзажи городских улиц и сельских просторов, но больше всего известны его зарисовки в жанре остросоциального репортажа. Рибу известен, как сверхуспешный политический корреспондент, который с помощью невероятно точных ракурсов и умения за секунду «собирать» в композиции все нужные детали идеально раскрывал смысл напряженной ситуации и рассказывал о ней зрителю.
Фотограф запечатлел множество драматических моментов истории, путешествуя по Северному Вьетнаму, коммунистическому Китаю и другим странам с неоднозначной политической обстановкой. Однако, Рибу известен не только снимками с митингов и из горячих точек. Уникальная способность фотографа — умение быть одновременно и корреспондентом, и художником. Оно отражено в его «повседневных» снимках — кадрах с детьми, играющими на мостовых, строителями, которые трудятся на солнцепеке или военными, смущенно позирующими во время парада. Марк Рибу умел создавать эмоционально насыщенные фотографии, которые помогали зрителям ощутить себя внутри снимка и почувствовать то же, что и модели.
В центре портретных и репортажных снимков автора всегда был человек, но не как идеализированный герой, а как личность со всеми ее превратностями судьбы и индивидуальными переживаниями. Марк Рибу много путешествовал, и благодаря его снимкам мы можем мысленно перенестись в страны юго-восточной Азии, СССР середины 60-х годов ХХ века или на улицы французских городов. Его снимки отличает умение передавать дух времени всего противоречивого и бурного ХХ века, на заре которого, в 1923 году, родился фотограф.
От детства в фабричном Лионе до всемирной славы
Один из самых известных фоторепортеров мира родился в Лионе — городе ткацких фабрик. Его отец был банкиром, и мальчик рос в классической буржуазной обстановке. Родной брат Марка основал компанию Danone (а племянник и сегодня возглавляет корпорацию), так что можно смело утверждать — семья Рибу поистине много сделала для укрепления величия Франции. Мальчик интересовался фотоискусством с детства — еще в 1937 году фотография юного автора попала на парижскую выставку. Однако, во время войны ему пришлось «переключиться» на другие задачи, став участником Сопротивления.
С 1945 года будущий фотограф стал учиться инженерному делу в Ecole Centrale. Он работал по специальности в родном городе до 1951 года и параллельно с основной деятельностью много снимал. Первой камерой будущего мэтра была Vest Pocket Kodak, и до самой смерти он отдавал предпочтение пленке, так как считал, что для хорошей фотографии нужны время и наблюдательность, а не скорость и автоматика. В 1951 году Рибу оставил работу, стал свободным фотокорреспондентом и уехал в Париж. Там состоялась историческая встреча трех будущих легенд — Марк познакомился с Р.Капой и А.Картье-Брессоном.
Фотографа пригласили присоединиться к агентству Magnum Photos, в котором он через двадцать лет стал президентом. Самым первым заказом Марка был репортаж из английского Лидса, куда больше никто не захотел ехать, но уже через год скромного молодого фоторепортера узнали не только во Франции, но и по ту сторону Атлантики. Причиной тому было фото маляра, который работал на Эйфелевой башне, с беззаботным видом балансируя между металлоконструкциями. Снимок купил и напечатал Life, и тридцатилетний фотограф стал знаменитостью.
Острые политические репортажи и зарисовки обычной жизни
Впоследствии Рибу сделал еще много фотографий, ставших символами эпохи. Во время студенческих демонстраций он с пяти утра дежурил на местах событий, снимая военных в оцеплении, их автоматы со штыками и безоружных протестантов с другой стороны. Рибу однажды увидел, как какая-то девушка просто подошла к солдатам и заговорила с ними, держа перед собой не бутылку с зажигательной смесью, а небольшой цветок, и сделал поразительный кадр — квинтэссенцию противостояния. Эта пронзительная черно-белая фотография стала всемирным пацифистским символом.
В 1957 году Рибу практически первым из европейских корреспондентов посетил КНР, где произошла культурная революция, и сделал серию снимков. Он возвращался в Китай на протяжении сорока лет, фотографируя перемены, происходящие со страной. В 1959 году фотограф занял должность вице-президента европейского «Магнума» и через год первый раз посетил Советский Союз. Эти интересные, красноречивые снимки — настоящая память об эпохе.
В 1961 году Рибу женился на американской писательнице и скульпторе Барбаре Чейз (у них родилось двое детей) и с головой погрузился в активную деятельность. В следующие два десятилетия он постоянно путешествовал по разным континентам, в особенности много фотографируя в Японии, Америке и Африке. Рибу снимал в Алжире, где готовились объявлять независимость, на Кубе и в Турции. Отдельно нужно сказать о трех сериях работ из северного и южного Вьетнама. Они датированы 1966, 1972 и 1976 годами и отличаются тем, что показывают происходящее со всех ракурсов, так как фотограф был в местах, куда не попадало большинство западных журналистов.
Эти и другие работы принесли автору две премии Overseas Press Club Award и огромное количество других американских и европейских наград. Снимки Рибу публиковали в Paris-Match, National Geographic и многих иных престижных изданиях, он постоянно выставлялся в музеях и галереях Нью-Йорка, Парижа, Пекина и прочих мировых столиц. Даже в преклонном возрасте автор не прекращал работать — фотографировал манифестации в Великобритании в начале 2000-х, президентскую кампанию Барака Обамы (Рибу на тот момент было больше 80 лет).
Скончавшись после продолжительной болезни, он оставил фантастическое по общественной и культурной значимости наследие — репортаж о «громкой и тихой сторонах» ХХ века, которые Марк Рибу снимал одинаково гениально.