«Фото ‒ это неподвижный фильм на печатной странице»
из писем Л.Кроченци
Во второй половине ХХ века культурная картина мира существенно изменилась. Появились более революционные художественные течения, которые расширяли границы восприятия, предлагали для осмысления острые темы, критически изучали общество. Инструменты, которыми пользовались авторы, тоже видоизменялись. Ведущая роль перешла к визуальным средствам ‒ в первую очередь, кинематографу и фотографии. Особенно широко ими пользовались художники, которые высказывались на злободневные темы и смотрели на мир с позиций документальности, демократичности, передачи реальности такой, как она есть, без прикрас и пафоса. Больше других знамениты в этом течении, безусловно, итальянцы. Именно в этой стране, измученной длительным правлением тоталитарно-фашистского режима, войной и бедностью, зародился неореализм, известный сегодня по легендарным фильмам Лукино Висконти, Росселини, Антониони и Феллини.
Однако, течение неореализма нельзя связывать только с кино: большую роль в его развитии сыграло искусство фотографии. Оно обеспечило связь реального мира с восприятием его аудиторией через печать. Хотя о фильмах в духе неореализма знают практически все зрители, и снимки не могут похвастаться тем же, направления развивались одновременно, а авторы тесно сотрудничали и дополняли друг друга. Первопроходцем неореализма в фотографии был Луиджи Кроченци (Luigi Crocenzi), автор знаменитых «рассказов» ‒ циклов снимков-зарисовок. В них он передавал самосознание своих современников ‒ обычных людей, с каждодневными проблемами и неприукрашенной жизнью. Для послевоенного периода это было практически революционным прорывом.
Кроченци работал так же, как и его коллеги-кинематографисты, используя возможности телевидения и широкого метра. Он не просто фотографировал Милан и другие города Италии. Его работы часто вплетались в документальные фильмы и составляли единое целое с закадровым текстом и музыкальным сопровождением. Работа на стыке разных видов искусства и изучение перспектив, которые открывались авторам вообще характерны для периода неореализма ‒ 1945-1965 годов. Последующие эксперименты в его экзистенциальной пост-фазе (их проводил, например, фотограф Марио Джакомелли) во многом основывались на грандиозной работе, которую осуществил Луиджи Кроченци, подготовив зрителя и изменив современную культуру вместе с коллегами из кино.
Ранние этапы биографии
Луижди Кроченци, мастер, внесший первый вклад в определение фотоискусства, как «художественного языка», родился в 1923 году в Монтегранаро, коммуне в регионе Марке центральной Италии. Он изначально не собирался вплотную заниматься фотографией, и поступил на инженерный факультет в одном из университетов Милана, но уже в двадцатитрехлетнем возрасте обратил внимание на захватывающее искусство. Он начал снимать улицы города и уже в 1946 году стал полноценным фотожурналистом (именно так сам автор любил себя называть). Под влиянием вышедшего годом ранее «манифеста неореалистов» ‒ фильма Росселини «Рим ‒ открытый город», Луиджи определил свой стиль и в дальнейшем оказал на развитие направления большое влияние. В 1947 году он получил высшее профессиональное образование, закончив Экспериментальный центр фотографии в Риме, хотя снимки, которые он делал в столице, малоизвестны и хранятся, по большей части, в личных собраниях.
Опубликованы результаты его работы альманахом «Политехник», который возглавлял Элио Витторини, в 1946 году. Очерки-фотографии «Вечная Италия» и «Взгляд на Милан» не были простым набором кадров. По замыслу самого автора они составляли развернутое повествовательное полотно, которое иллюстрировало изменения, происходившие в послевоенном обществе страны.
Фотографии Кроченци метафорически выдвигали на передний план желание перемен и новую эстетическую реальность, которую они рождали. При этом с технической и композиционной сторон снимки были «скроены» по классическим правилам. Для творчества Кроченци характерны «неподвижные фильмы», которые воспроизводились не на широком экране, а на страницах печатных изданий. Его идея фотоочерков прижилась и получила развитие. Он публиковался в журналах Sogno и Bolero, и в 1950 году вместе с Элио Витторини поехал работать на Сицилию. Снимки, которые сделаны там, увидели свет в 1953 году в иллюстрированном издании Бомпьяни. В печать пошли 180 кадров, всего Луиджи сделал на острове более 1600 фотографий, отразивших заброшенность, оторванность от современности и патриархальность Сицилии того времени.
Идея выражения реальности в историях, рассказанных камерой, продолжилась новеллой «В переулках моего района» (1951), серией снимков, эпиграф к которым был написан поэтом Нанни Селвой. Продолжением его интеллектуального труда стало основание в 1956 году Центра, который занимался культурой в фотографии и размещался в его родном регионе Ферма. Организация занималась развитием искусства, проведением культурных дебатов и публикациями, присуждением наград и объединением фотографов. С ним сотрудничали многие видные итальянские мастера, ставшие с Луиджи близкими приятелями.
Развитие стиля и поздние эксперименты
В 1957 году, вместе с Чирколо Ла Гондола Кроченци стал основателем первого венецианского фотобиеннале и после этого продолжил организовывать подобные проекты. В частности, он курировал знаменитую экспозицию М.Джакомелли «Мужчина, женщина, любовь» (1961), которая стала новым этапом неореализма, изменив взгляды и его направление. Фотографии стали рассказами без громоздкой детализации, повествующими не только о реальности, но и том, что в кино называлось поэзией сновидений (подобные темы развивал Ф.Феллини).
В 1963 году Луиджи руководил отделением Италии на нью-йоркской фотовыставке в MoMA, в 1965 вместе с издательством «Ньепс и Надар» учредил первую награду в области визуальной коммуникации в журналистике и рекламном фото.
В начале 1960-х годов автор стал много внимания уделять симбиозу различных видов искусства. Он разрабатывал фотосценарии для RAI (Национальное итальянское телевидение), делал художественные инсценировки, иллюстрировал снимками литературные произведения Э.Монтале, Д.Унгаретти и других авторов. Фотограф работал с А.Валентини и П.Б.Гардином, создавая произведения на стыке визуализации и текстов, которые произносил закадровый диктор. Фотоальбом «Милан», выпущенный в 1967 году под его руководством, кроме снимков, включал литературную часть Леонардо Вергани.
Во второй половине 60-х годов и в 70-е прошлого столетия Кроченци работал в составе группы внутри CIFE (Центр информации Ферраньи), которая занималась изучением фотографии и учреждением центров обучения. Он организовывал конкурсы на национальном уровне (например, римский, 1970 года) и продолжал заниматься любимым делом. Умер фотограф в 1985 году, в своей родной провинции Фермо. Он был незаслуженно забыт. Хотя сейчас интерес к творчеству мастера возрождается и работы Луиджи Кроченци участвуют во многих выставках, посвященных яркому периоду в истории культуры Италии.