Жак-Анри Лартиг – непризнанный гений фотографического мира. Несмотря на то, что снимать он начал в раннем детстве, практически всю жизнь находился в тени популярных коллег. Это нисколько не расстраивало молодое дарование. Жака-Анри Лартига называли фотографом-эгоистом: он запечатлевал моменты жизни, которые нравились только ему и в том виде, который казался ему самым правильным. Художественное чутье его не подводило, и работы получались по-настоящему талантливыми и интересными.
Жак-Анри Лартиг родился в 1894 году недалеко от Парижа в Курбевуа. Его семья не испытывала недостатка в финансах, поэтому мальчик с ранних лет наблюдал за роскошными машинами и богатыми женщинами. В 6 лет он впервые получил свой фотоаппарат от отца. Это была громоздкая статичная техника, которой можно было снимать только постановочные картины.
Позже у Жака появилась новое оборудование, с которым он мог свободно перемещаться и ловить неожиданные, легкие и всегда удачные кадры. За многие годы ему удалось создать полноценную картину довоенной эпохи в Европе (с 1910 по 1940 гг.). Он снимал известных деятелей театра и кино, спортсменов, первопроходцев в авиации, автогонщиков. Очень любил Лартиг запечатлевать на пленке молодых и красивых женщин: часто ловил моменты домашнего и интимного быта, преображая повседневную картину в предмет искусства.
Врожденный фотографический талант Жака-Анри подкреплялся навыками художника. В возрасте 21 года в Париже он поступил на обучение в специальный класс по живописи. Его работы с 1930-го года выставляли в галереях, но фотоувлечение он не забросил и до самой смерти (в 1986 году) продолжать снимать.
Особенности фотографического стиля автора
Жак-Анри с самого детства был заинтригован вопросом о том, как запечатлеть мимолетное событие и надолго оставить его в памяти. Он смотрел на своего брата в прыжке, ненадолго закрывал глаза. а затем хранил картинку в памяти до самого дома. Там он зарисовывал сцену на бумаге. Когда в руки мальчику попал фотоаппарат, он понял, что с его помощью удастся сохранить огромное количество счастливых моментов жизни, всего лишь вовремя нажимая на кнопку. С тех пор мастер с ним не расставался.
С возрастом Жак-Анри не потерял детского видения мира, именно поэтому его работы столь привлекательны и интересны даже для современного взрослого человека. Он не пытался кому-то подражать или найти «свой стиль». Фотограф действовал вне каких-либо рамок, как волк-одиночка.
Его нередко спрашивали о том, что дает ему вдохновение для создания столь динамичных и живых снимков, что нужно сделать, чтобы приблизиться к такому исполнению. Лартинг отвечал просто и лаконично: «Влюбиться». И в этом он был прав. Женщины служили музами фотографу. Молодые парижанки часто становились объектами его снимков, некоторые из которых были даже чересчур откровенными.
Помимо девушек фотографа интересовали скорость и техника. На его глазах в свет выходили такие фантастические изобретения, как самолеты и автомобили. Их изображений в коллекции набралось достаточно много. Он не снимал авто в салонах или гаражах, они становились частью живой композиции. Молодые парижанки выходили из сверкающих и ярких машин, улыбались своим спутникам – подобные моменты Лартиг ловил на пленку и помещал в свою коллекцию.
Позднее признание и творческое наследие
Несмотря на самобытный стиль и талантливые снимки, слава к автору пришла, когда ему исполнилось уже 70 лет. Этому способствовало несколько событий:
- публикация лучших снимков в журнале Life;
- выход фотоиздания «Семейный альбом»;
- выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Когда фотографу было 76 лет, в свет вышел «Дневник столетия». В нем представили подробное описание его творческого пути, стиля и знаковых фоторабот. Ретроспективная выставка снимков Лартига была проведена через 5 лет в парижском Музее декоративного искусства. Ранее неизвестный автор заслуженно получал комплименты, признание коллег по цеху и внимание ценителей.
Работы Жака-Анри становились источником вдохновения не только для фотохудожников, но и для представителей других сфер искусства. Режиссер Уэс Андерсон настолько влюбился в фотографии Лартига, что использовал их в кадрах фильма «Рашмор» и даже поместил имя автора в титры.
В другой киноработе, «Водная жизнь», брат Жака стал прототипом для главного героя, а автопортрет Лартига появляется в одном из эпизодов фильма.
В 2002 году было выпущено издание фотокниги Lartigue’s Winter Pictures. В ней собраны лучшие снимки за период с 1913 по 1939 годы: красивые девушки, Альпы, спортсмены и красота природы.
Работы автора по сей день пользуются популярностью среди профессиональных фотографов. Получив призвание на склоне лет, автор чудесных снимков навсегда остался в истории, как талантливый и самобытный мастер с наивно детским, но крайне профессиональным видением кадра.