Он смог зафиксировать бесконечность в одном мгновении.
Анри Картье-Бресон о М.Мункачи
Отобразить движение, передав всю его динамичную эстетику и выразив смысл в одном лишь снимке, ‒ это задача, о которую разбивались амбиции очень многих фотографов, и начинающих, и умудренных изрядным опытом. Тех, кто умеет это делать, часто причисляют к грандам профессии, и заслуженно. «Оживление» статики ‒ это высокоинтеллектуальный труд, и редко случается так, что хороший кадр складывается только лишь из случайно встретивших друг друга обстоятельств. Именно в этом кроется секрет творчества для тех, кто стремится поймать ускользающую красоту момента.
Один из ярчайших примеров таланта и интеллектуального подхода к искусству фотографии, умения работать с объектами в движении ‒ творчество знаменитого фотографа венгерского происхождения Мартина Мункачи. Работая в первой половине ХХ века, он, можно это смело утверждать, перевернул основы и фотожурналистики, и фэшн-фотографии, привнеся в них совершенно новое видение. Мункачи умел снимать движущихся людей так, что кадр сохранял всю энергетику, живость и настроение момента, и при этом был идеально выстроен геометрически.
До этого профессия фотографов четко разделялась на направления ‒ или ты «делаешь искусство», выверяя сцену до миллиметра, или работаешь «в поле», стремясь передать больше фактов и не особенно задумываясь о композиции. Мункачи смог уйти от этих шаблонов. Его фотографии кажутся продуманными, выстроенными, но при этом репортажными ‒ живыми и непостановочными. Своим талантом он смог вывести жанр, в котором снимал, в разряд самого сложного и высококлассного ответвления в профессии.
Сегодня уже кажется очевидным: многие начинающие фотографы мечтают о славе, которую может принести один-единственный, но «исторический» снимок. Например, целующиеся влюбленные посреди баррикад, портрет Джеки Кеннеди, захваченной врасплох папарацци и так далее. А ведь появлению подобного репортажного жанра мы обязаны именно Мартину Мункачи. Он оказал огромное воздействие на признанных столпов современной фотографии ‒ и Ричард Аведона, и Юджина Смита. Анри Картье-Брессон утверждал, что на его решение посвятить себя профессии повлиял снимок венгерского гения ‒ его эпохальные «Мальчики, бегущих к прибою на озере Танганьика».
Благодаря творчеству Мункачи фотосообщество эволюционировало от студийных зафиксированных поз к эстетике торжества жизни и движения в кадре. Его не зря причисляют к одним из главных фотографов ХХ века ‒ и журналистика, и мир моды, и сфера коммерческой рекламы после него стали совершенно иными.
Ранние годы ‒ становление стиля
Родившись на излете XIX столетия (в 1896 г, 18 мая), Мартин Мункачи стал свидетелем тех глобальных изменений, которые ждали мир впоследствии. Его жизненный путь начался в венгерском местечке, сегодня известном как Колошвар (ранее оно было австро-имперским Клаузенбургом). У ребенка была фамилия Мермельштейн, которую вскоре родители, опасаясь антисемитизма, поменяли. Несмотря на трудности в небогатой семье царил определенный дух творчества. Отец мальчика занимался малярными работами, частенько подрабатывал, как фокусник. В шестнадцатилетнем возрасте юноша уехал в Будапешт, где стал писать стихи и работать в области журналистики. Именно это привело его к фотографии.
Однажды Мункачи пришлось делать снимок самостоятельно ‒ проиллюстрировать его заметку о похоронах больше было некому. После этого случая камера стала его постоянной спутницей. Прославился Мункачи своими репортажами с футбольных матчей.
Большой поклонник футбола (он даже играл в одной из команд), Мартин хорошо видел весь спектр эмоций, сопровождающий болельщиков и участников. Так он превратился в ведущего венгерского спортивного фотожурналиста. Это увлечение, по печальному совпадению, стало причиной окончания его жизни: в июле 1963 года, уже будучи пожилым и опытнейшим мастером, Мункачи слишком резко встал, снимая гол, получил сердечный приступ и тем же вечером умер в больнице.
Из творческого наследия
Особую известность принес Мартину снимок драки. Эта фотография стала решающим аргументом для суда в обвинении убийцы. Дело получило такой резонанс, что на молодого венгра обратили внимание владельцы самых известных немецких печатных изданий.
Уже в статусе известного репортера Мункачи перебрался в Берлин, но не стал сидеть на одном месте. Начиная с 1927 года, с момента переезда, Мартин беспрерывно путешествовал и работал в разных уголках не только Европы, но и всего мира. На испанской корриде в его объектив чаще попадали быки, чем тореадоры, так что зрители могли осознать весь смысл этого зрелища. Арабские бедуины на снимках мастера гоняли мяч в пустыне; Марлен Дитрих, известная своими классическими «застывшими» позами, с тоской смотрела на свои огромные чемоданы на борту лайнера «Нормандия»; а режиссер Лени Рифеншталь ‒ мчалась с горы на лыжах.
Работал фотограф для популярных немецких газет и журналов, таких как «Берлинер Иллюстиерте Зейтунг» (знаменитый BIZ), Die Dame, Vu и так далее. По заданию редакции он облетел весь мир: был в Либерии, где сделал тот самый легендарный снимок трех мальчиков, восхитивший Картье-Брессона; Бразилии и Аргентине, где фотографировал океанские лайнеры с высоты, удивляя читателей еженедельника; Турции, Египте и Норвегии… Везде фотограф старался запечатлеть настоящую жизнь людей ‒ и знаменитых, богатых, и совсем бедных. Он был свидетелем многих знаковых событий: полетов мюнхенских штурмовиков и передачи полномочий президентом Гинденбургом Гитлеру. Вскоре за потсдамскими событиями (в 1934 году) Мартин Мункачи эмигрирует в Америку и обосновывается в Нью-Йорке.
Работа и жизнь в Штатах: переворот в мире фэшн-фотографии и сегодняшняя мировая известность
Мункачи смог привлечь внимание Кармель Сноу ‒ легенды американского Harper’s Bazaar, главного редактора, открывшего многие таланты фотографа. Она предложила Мартину Мункачи работать в мире моды и вскоре будущие коллеги заключили контракт. Сноу не боялась экспериментировать, и фотограф вышел из студии, навсегда изменив мир глянцевой фэшн-сьемки.
Он работал в аэропортах, на улицах, в парках и на фермах; умел поймать эффектный кадр знаменитости во время работы: например, танцовщика Фреда Астера в момент исполнения сложного па или широко улыбающегося Луи Армстронга. Среди тех, кто ему позировал, было множество голливудских звезд золотой эпохи: Кетрин Хепберн, Джин Харлоу и так далее. Он сделал их свободными от вымученных поз, предложил стать естественными, смеяться и просто двигаться.
Во время одной из съемок для Harper’s Bazaar Мартин Мункачи так долго заставлял модель бегать по пляжу, что она совершенно обессилела. Но кадр в итоге получился великолепным. Он хотел, чтобы все, кто будут в кадре, постоянно двигались, отказывался от нарочитой театральности. Фотограф постоянно наблюдал и фиксировал происходящее.
Мункачи говорил, что фотографии (особенно для коммерческих съемок) ‒ это не тысячи слов, а тысячи долларов. Одно время с ним заключали выгоднейшие контракты различные журналы, делая Мункачи высокооплачиваемым профессионалом. Например, в снимках How America Lives для Ladies’ Home Journal в середине 40-х годов автор сумел передать все нюансы жизни общества США. Он демонстрировал «американскую красоту», как она есть Вместе со знаменитым графическим дизайнером Harper’s Bazaar А.Бродовичем Мункачи создавал поистине новаторские образы, полностью видоизменяя суть визуальных решений.
Спонтанность и вместе с тем точная выверенность кадров сочетались в Мартине с острым чувством формы и стиля. Его сложные, многоплановые композиции воспринимаются, как единое целое, тот самый момент волшебства, который дает возможность зрителям ощутить происходящее, как будто бы находясь там.
К сожалению, талант Мункачи не всегда высоко ценили: умер он в бедности, незаслуженно и преждевременно забытым. После его смерти ни один из главных музеев Америки не захотел принять его творческое наследие. Когда интерес к работам гения фотографии проснулся у публики опять, они уже успели разойтись по различным коллекциям.
Одна из самых крупных принадлежит берлинскому Ullstein, другая – собранию профессора Ф.С. Гундлаха (она хранится в гамбургском Доме фотографий). Сегодня, на волне возрождения известности Мартина Мункачи, выставки мастера часто проводятся там: отдельно или в паре с экспозициями других мастеров (Картье-Брессона, Эдварда Стайхена) и др.
«Думай, пока ты снимаешь!» ‒ эта фраза стала творческим кредо Мартина Мункачи. Действительно, фотография требует максимального напряжения ума, но, вместе с тем, и вкуса, таланта, острого глаза и умения видеть прекрасное в реальной действительности.
Великий Ричард Аведон говорил о Мункачи, что тот принес радость и любовь в застывшую безэмоциональную среду. Сейчас в этой профессии огромное количество «детей» мастера, перенявших и принявших его подход. Сегодня наиболее ценятся подобные работы: живые, точные, схватывающие момент и передающие его зрителю ‒ такие, как создавал Мартин Мункачи.