Фотосъемкой сферических, или 3D-панорам, я занимаюсь уже несколько лет. Но вот к предметной 3D-фотосъемке обратился относительно недавно. Как и в случае с панорамной, для фотосъемки предметки в 3D-формате нужно специальное оборудование. И тут можно уложиться практически в любой бюджет: самостоятельно собрав поворотную платформу или купив полностью готовый к работе механический столик по вполне доступной цене. Современные производители предлагают и автоматизированные платформы и/или установки для 3D-съемки. Если фотограф только начинает осваивать 3D-фото, выбор оборудования не имеет принципиального значения.
Для того, чтобы сделать трехмерное фото, предмет располагают на подвижной относительно камеры платформе, которая позволяет вращать его на 360 градусов вокруг своей оси. Дальнейший просмотр сделанной последовательности кадров происходит с помощью специальной программы, которая позволяет зрителю получить иллюзию объемности и трехмерности изображения. Зритель может рассмотреть объект с любой стороны и даже увеличить определенные его фрагменты. Чем больше ракурсов/кадров снимается, тем плавней будет вращение предмета и тем больше деталей можно рассмотреть.
Именно такая съемка для многих предметов является безальтернативной, так как способна передать те характеристики предмета, которые не сфотографируешь обычным способом. 3D-фотосъемка может показать, например, как выглядит чехол с рельефной печатью для мобильного телефона, искусность огранки камня, даст возможность «повертеть» со всех сторон деталь специалисту. При этом, в отличие от 3D -моделирования, многоракурсная 3D-фотосъемка на 100% реалистична и получение качественной 3D-фотографии занимает гораздо меньше времени и стоит дешевле, чем отрисовка нужной модели.
Вроде бы все просто: чтобы получить 3D-фотографию, достаточно поставить предмет в центр поворотной платформы, сделать нужное количество ракурсов и получить готовый трехмерный снимок. Если бы не несколько нюансов…
Рассмотрим ключевые моменты, которые отвечают за качество полученной фотографии.
Узнаваемость предмета
Пропорции предмета должны быть правильными. Тут стоит вспомнить эффект дверного глазка. Когда человек стоит совсем близко к двери, его голова выглядит непропорционально, а отдельные черты лица гипертрофированными (огромный нос, глаза и т.д.)
При использовании любого широкоугольного объектива фотографы сталкиваются с подобным эффектом в большей или меньшей степени (в зависимости от расстояния до объекта съемки). Другими словами, чтобы избежать возможных геометрических искажений, нужно взять подходящий объектив. Наиболее универсальным (в данном случае) будет макрообъектив с фокусным расстоянием от 90 до 105 мм.
На узнаваемость предмета также повлияет ракурс или точка съемки. Чем меньше объект, тем выше должна быть установлена камера. Так ювелирные изделия снимают практически сверху. И чем крупнее снимаемый объект, тем ниже точка съемки.
Освещение объекта
В приведенном мною примере для освещения объекта я использовал два «основных» источника и один «вспомогательный». Названия взяты в кавычки просто для того, чтобы отличать один источник от другого по степени задействования. Чтобы избежать ненужных бликов, один «основной» моноблок светил сверху–вниз, под углом почти 90 градусов к плоскости платформы. Потребовался такой подход потому, что снимаемая фотография была глянцевой, а значит и была высока вероятность получения ненужного блеска в ненужных местах.
Второй «основной» моноблок был направлен в белую стену, работая на пересвет. Саму платформу расположили примерно в 2-3 метрах от стены для того, чтобы отраженный от нее свет не давал паразитной засветки. «Вспомогательный» источник (моноблок с октобоксом) потребовался для получения на нескольких ракурсах бликов от глянцевой поверхности снимка, который придал реалистичности 3D-модели.
Другими словами, выбрав правильную точку съемки, нужный ракурс, выставив грамотную схему освещения, вы избавите себя или дизайнера от последующей многочасовой постобработки.
В рассматриваемом нами примере использовалась только свето- цветокоррекция и кадрирование. Создание трехмерной проекции (не считая съемки) заняло около 10 минут. Самый придирчивый фотограф, конечно заметит, что на фоне немного «гуляет» яркость в левом верхнем углу, но в данном случае для меня это не имело ключевого значения, так как в первую очередь нужно было быстро отснять объект и выложить изображение на сайт для иллюстрации коммерческого предложения. Для фотосъемки я использовал механический столик на 72 сектора и диаметром поворотной платформы 60 см Fotokvant SM-60-72. Модель поворотного стола выполнена из двух листов ламинированной фанеры или ДСП и выглядит очень добротно.
Каких-либо люфтов и сколов не обнаружено. Упаковка стола простая, но надежная. На моем экземпляре поворотная часть стола заклеена бумажным листом нужного диаметра и при необходимости может быть заменена куском пластика, либо другим листом, вырезанным из ватмана.
На нижнюю часть конструкции нанесены отметки, которые позволяют равномерно поворачивать стол, а значит и сам объект, зафиксированный под нужным углом, при съемке разных ракурсов. Поворот осуществляется на ощупь, в слепом режиме. Благодаря достаточной массе всего стола случайно сдвинуть его неподвижную часть относительно камеры практически невозможно. Съемка одной серии из 72 кадров занимает пару минут. Хорошим помощником будет радиотросик, чтобы не бегать каждый раз от камеры к платформе.
Каких-либо нареканий к самому изделию у меня нет. Да, автоматическая платформа, безусловно, будет удобнее и съемка наверняка пройдет чуть быстрее, но на качество самой съемки автоматизация процесса никак не влияет, поэтому, если в ближайшее время вам не нужно фотографировать очень большие предметы (например, манекены), модель из механической серии – отличный выбор.
Прежде, чем заняться 3D-фотографией, вам следует учесть еще несколько моментов
- Производители, которые делают ПО для сборки трехмерных панорам, предлагают ПО для сборки предметных 3D-фотографий. Из плюсов данного предложения – вам будет доступно множество настроек, все файлы будут находиться непосредственно у вас. Из минусов – цена на лицензию к ПО достаточно высока.
- В качестве альтернативного варианта вы можете использовать специальный скрипт, код которого размещаете на своем сайте. Главный плюс такого решения – за него не нужно платить. Минус же в том, что вам нужно разбираться в HTML хотя бы на начальном уровне, чтобы встроить код в алгоритм сайта.
- Использование сервиса Мегавизор (которым, кстати, воспользовался и я). Из плюсов – скорость. Создание 3Д-проекции и ее настройка происходят почти моментально. Сервис позволяет посмотреть 3Д-фото не только на компьютере, но и на смартфоне или планшете. Из недостатков: все файлы хранятся на удаленном сервисе и в случае сбоя, ваши фотографии могут быть недоступны. Но на первом этапе, тем более при некоммерческом использовании, этим можно пренебречь.
Большинство фотографов сейчас отдает готовые фотографии в электронном виде, многие из заказчиков забыли то, как выглядит напечатанная фотография. В своем фотопроекте один из лучших снимков заказчику я печатаю на специальной бумаге и накатываю на пенокартон. Простое изображение не передает деталей работы и дает лишь общее впечатление потенциальным заказчикам. А вот многоракурсная 3D-проекция позволила моим будущим заказчикам детально рассмотреть работу.
Такая возможность понравилась всем посетителям сайта и даже имела положительный финансовый отклик. Другими словами, если вы практикующий фотограф или увлеченный фотолюбитель, но у вас сейчас нет заказов на подобную съемку – новый инструмент может пригодиться вам самым неожиданным образом, не говоря уже о том, что просто расширит ваш горизонт и повысит универсальность, как профессионала!