Светодиодные осветители (LED) все настойчивее завоевывают рынок, где занимают новые и новые ключевые позиции. Если до недавнего времени рост использования светодиодов был постепенным, то с увеличением количества камер, записывающих видео, что повлекло за собой моду на видеографию, стали появляться и LED-осветители различных форм и размеров. Рынок наполняется предложениями от маленьких накамерных осветителей с питанием от пальчиковых аккумуляторов до больших панелей на 500 или 1000 светодиодов.
Jinbei EF-100 – представитель несколько иного направления, которое становится популярным и, как ни странно, в Россию идет не из Европы. Первые упоминания о подобных прототипах идут от корейской фирмы Aurora, которая специализируется, помимо прочего, и на осветителях для видеостудий. Осветители Aurora большое распространение не получили из-за цены, которую хотел за этот прибор производитель. Однако флаг практически мгновенно подхватили китайские производители, которые сделали свои LED-осветители. И вот уже с их ценами данное направление становится перспективным.
В России этот концепт первым представил бренд Rekam с комплектом Rekam CoolLight 1500 LED Kit и даже получили премию «Продукт года» в номинации «Фототехника. Материалы и оборудование» за него.
А через год полный аналог Rekam, только немного дешевле, привез Raylab под именем Raylab Xenos LED. Еще примечательно, что уже не аналог, а прибор с похожими свойствами привезла и компания Jinbei. Она представила покупателям сразу два прибора – EF-100 и EFL-100.
Эти два прибора отличаются температурой излучаемого света. Jinbei EF-100 выдает температуру 5500 К, то есть близкую к солнечной, а Jinbei EFL-100 излучает свет с температурой 3200 К. На резонный вопрос: «Зачем такое разнообразие и почему не сделать все приборы с нормальной, близкой к солнечному свету температурой 5500 К», – ответ довольно прост. У многих сейчас уже есть галогенные светильники и для замены вышедших из строя или в качестве дополнения к ним вполне можно докупить Jinbel EFL-100.
Почему же Jinbei так «опоздал» с выходом? Дело в том, что изначально дизайнеры Jinbei допустили промах. Прибору сделали управление только с пульта и в результате, как только на нем садились батарейки, осветитель становился нерегулируемым. Пришлось вернуть приборы на доработку. Сейчас осветитель все также имеет пульт дистанционного радиоуправления, но уже можно увеличивать и уменьшать мощность прибора с помощью кнопок.
Чем же привлекательны осветители Jinbei серии EF? Ответ на этот вопрос простой – этим светом проще управлять! Если на панель, которая имеет уже большую площадь светимости, можно было надеть только фильтр, который еще больше рассеивал свет, то на светодиодные осветители нового типа можно устанавливать практически любые светоформирующие насадки: конусы, рефлекторы, софтбоксы и мн.др. В принципе он может работать со всеми насадками, что и обычные студийные импульсные осветители или галогенные осветители с байонетом Bowens.
Осветители EF-100 Jinbei и EFL-100 имеют байонет, совместимый с Bowens (S-тип). Потребление 100 Вт, при этом света он дает, как галогенный осветитель на 800-1000 Вт.
Итак, без дальнейшей прелюдии, рассмотрим версию EF-100, функции прибора, и как он работает.
EF-100 представлен в привычном виде импульсного моноблока. Материалы, используемые в производстве, качественные. Металл перемежается где надо с хорошим пластиком. В общем и целом сделан в духе классических студийных приборов.
На фотографии видно – прибор поставляется с защитным колпаком. Рефлектор в комплект не входит.
Фотографы уже привыкли к стандартному виду светодиодов – такие маленькие лампочки, которые представляют собой маленький диод, спрятанный в микролинзу.
Но после снятия защитного колпака с EF-100 Jinbei можно увидеть непривычную картину – светодиодную микропанель без линзочек. Благодаря такой конструкции светодиоды дают освещение, как панель размером на 800 обычных светодиодов. А по причине компактности, источник становится практически точечным, что сделало возможным его установку в корпус размером с импульсный моноблок со стандартным студийным байонетом.
Тут же можно заметить и радиатор, который позволяет отводить тепло. Благодаря ему в системе используется не очень мощный вентилятор, который практически не будет создавать помехи при съемке видео. Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что иногда даже такой шум может оказаться критичным.
Эффективность теплоотвода такова, что через час работы вполне можно дотронуться до светодиодов пальцами, не получив при этом ожога. Не рекомендовал бы то же самое повторять с галогенками – пальцы сожжете, а лампа испортится, возможно даже взорвется.
Ниже на фотоснимке видно, что кроме стандартного крепления Bowens, на прибор можно установить и классический фотозонт.
На задней панели находятся кнопки управления мощностью осветителя (– и +), кнопка включения питания, разъем для шнура питания и маленькая антенка для радиопульта управления.
Пульт дистанционного управления прост в использовании и интуитивно понятен. Он работает на радиочастотах и для него не проблема наличие стены или перегородки.
По заверениям производителя EF-100 выдает такое количества света, которое на максимальной мощности можно приравнять со светоотдачей галогенной лампы на 1000 Вт. Мне не удалось это проверить. Я сомневаюсь, что цифры действительно реальные, так как по опыту известно, что нередко производители завышают действительные показатели, правда, не намного. Но давайте посмотрим, как работает осветитель!
Баланс белого этой системы освещения близок к ББ флуоресцентных ламп, что может стать проблемой для многих, хотя если быть справедливым, большинство светодиодных систем освещения имеет такую же особенность. Для фотографа вопрос баланса белого не должен быть проблемой, если у него есть серая карта или эталонная цветная шкала.
А теперь несколько образцов фотографий
Вердикт о Jinbei EF-100 LED Sun Light
Можно действительно получить удовольствие от работы с Jinbei EF-100 LED Sun Light, который имеет некоторые достоинства импульсного света и в нем нет основных недостатков галогенного освещения. С Jinbei EF-100 LED Sun Light фотограф или видеограф приобретет надежный инструмент, ведь срок службы светодиодов составляет порядка 30000 часов! И это все при низком потреблении электроэнергии.
С данным осветителем удобно снимать фотопортреты с малой глубиной резкости, на открытой, так сказать, диафрагме. С ним будет удобно производить видеосъемку, если конечно не учитывать легкий шум вентилятора. Байонет позволяет использовать массу насадок, которые есть в любой профессиональной студии.
В будущем, конечно, по возможности хотелось бы увидеть версию EF-100 с более сбалансированной температурой 5600К, но лично у меня была серая карта и потому проблем особых не возникло.
Eduardo Frances переведено и дополнено Григорием Васильевым, специалистом направления «Студийное оборудование»