Каждый, кто занимается видеоблогом, знает насколько важно уметь без запинки произносить нужный текст. Желательно внятно, гладко — «как по написанному». Но, если вы блогер, а писать у вас получается лучше, чем импровизировать перед камерой, — телесуфлер то, что вам нужно
Тексты бывают объемными, зачастую сложными и насыщенными числами и терминами. Чтобы не ошибаться и чувствовать себя увереннее, используют специальное оборудование — телесуфлеры. Устройства, которые также называют телепромптерами, отображают текст — он отчетливо виден оратору, но незаметен для аудитории. Их ключевая особенность — размещение на камере оператора так, что говорящему не приходится отводить от нее взгляд.
Впервые технику применили в середине ХХ века. В СССР ее изобретателем был работник Ленинградского телевидения В.Покорский, в США — актер Ф.Бартон. Последний основал компанию TelePrompTer, выпускавшую телесуфлеры. Первая интеграция устройств с ПК произошла в 1982 году — теперь это был уже не громоздкий барабан с намотанной на него лентой с текстом, а полноценный программный комплекс с модифицированной видеокамерой.
С совершенствованием техники улучшалось качество прокрутки и отображения текстов, повышалась контрастность (чтобы можно было читать подсказки при прямом солнечном свете). Одновременно уменьшался вес телесуфлеров (в частности, за счет использования ЖК-дисплеев) и весь комплекс стал мобильнее. Сегодня телепромптеры — удобный, гибкий и полезный инструмент.
Что представляет из себя телесуфлер?
Это экран, закрепленный на камере или иной конструкции, отображающий текст. Основной элемент телесуфлера — полупрозрачное зеркало из кварцевого стекла, которое располагают перед объективом камеры. Через него можно свободно снимать, но текстовые подсказки хорошо заметны. Распространенные параметры зеркал — 80/20, 70/30 или 60/40 (прозрачность/отражаемость). Для уменьшения «паразитного» отражения (двоения) уменьшают толщину (примерно до 3 мм), увеличивают угол наклона относительно монитора или повышают степень затемнения. Меньше всего помех в прогрессивной, но и дорогой оптике с просветлением.
Телесуфлеры не такие уж и простые приспособления. Кроме зеркала, в устройствах есть еще масса «наворотов».
- Тубусы для зеркал — металлические или пластиковые, с чехами из плотного текстиля. Зеркало фиксируют жестко, прижимной рамкой, или свободно, с упором на отдельные детали.
- Монитор для отображения текста — плоский, жидкокристаллический, с массой до 20 кг, VGA-кабелем, HDMI/DVI и другими выходами. Чем больше вес устройства, тем дороже штатив и пьедестал, которые придется применить. Для студии достаточно мониторов с яркостью около 500 nits, для улицы нужно брать Sunlight Readable технику на 1000-2500 nits. Полезная функция — горизонтальная развертка, позволяющая контролировать отображаемый текст. Если диктору нужно контролировать свое положение, устанавливают дополнительный монитор «подсмотра».
- Несущая платформа с противовесом или без него. На нее устанавливаются все элементы, а за возможность перемещения «отвечают» подвижные каретки.
- ПО, обеспечивающее вывод зеркально-перевернутого текста и прокрутку с нужной скоростью. В современных программах можно менять размер и шрифт, выделять фрагменты, работать в двухмониторном режиме. Также с помощью ПО в систему интегрируются педали, мыши и прочие манипуляторы.
- Генераторы текста, подающие е непосредственно на монитор без «участия» ПК, удлинители, передающие сигнал на 10-15 метров и более, лампочки Талли (они сигнализируют, что оратор в эфире), дисплеи-индикаторы для контроля времени процесса съемки и прочие приспособления.
А еще все телепромптеры, в зависимости от назначения и конструкции, делятся на различные виды.
Телесуфлеры бывают студийные. Это статичное, габаритное оборудование, которое нельзя быстро разобрать. Для конференций и публичных выступлений важных лиц используются «презентационные». Это суфлеры, как правило, с напольной установкой. Универсальными и мобильными считаются переносные телесуфлеры. Их можно использовать в полевых условиях, вне студий и переносить просто в кейсе.
Для работы в «оперативных» условиях наиболее удобны мобильные телесуфлеры. Они позволяют снимать на улице, с удобством транспортируются и мало весят. Чтобы решить проблему засветки на солнце, в них используют особо яркие мониторы. Сегодня распространены и переносные планшетные телесуфлеры. Отличаются они тем, что в моделях стандартный монитор заменен цифровым гаджетом. Несмотря на трудности с поиском универсального ПО они распространены, так как выступают и носителем текста, и средством его отображения для пользователя.
Студийные телесуфлеры — это устройства на жесткой платформе с двигающимися каретками, на которых устанавливается камера. Мониторы и зеркала находятся в передней части конструкции, контрбаланс — сзади. И даже платформы, которые делают из труб/профилей, классифицируют по конструктивным признакам:
- разновидности для камер конкретного типа (студийных, ручных, плечевых) — особые платформы правильно располагают видеооборудование относительно центра;
- платформы с уровнем для габаритных камер и дополнительными стойками для подъема компактного видеооборудования на нужную высоту;
- платформы-параллелограммы, на котором меняются углы (чтобы камеру можно было поставить правильно);
- неподвижная конструкция с тубусом, который перемещается по вертикали.
Презентационные телепромптеры похожи на студийные, но их нижняя часть декорируется, чтобы устройство было незаметно присутствующим слушателям. Подобные телесуфлеры можно использовать вне помещений, устанавливая сверхъяркие мониторы (от 2000 nits).
Где нужны телесуфлеры и как ими пользоваться?
Телепромптеры можно встретить в разных областях:
- при съемке телеэфиров и передач;
- в документальном кино — техника помогает сделать интервью более естественным;
- при организации пресс-конференций, публичных выступлений;
- на концертах, спектаклях и так далее.
Телесуфлеры широко используют на телевидении — для выпусков новостей, ток-шоу. Мониторы размещают на каждой камере, подключая их к общему компьютеру. Прокруткой управляют или сами ораторы, или сотрудник из аппаратной. Для контроля текста предусмотрена специальная кнопка, замедляющая или ускоряющая движение материала. Для максимальной читаемости используют белые буквы на черном фоне, изображение транслируется в перевернутом виде, а особо сложные слова и фамилии выводятся по фонетическому звучанию, а не написанию.
При публичных выступлениях используют технику со стеклами, в которых предусмотрено частично отражающее покрытие. Телесуфлеры ставят по обеим сторонам от трибун, чтобы оратор мог видеть хотя бы одно из устройств. На церемониях и при произнесении торжественных речей часто используют «личные» суфлеры — приложения на ПК и гаджетах, плавно прокручивающие текст. Для концертов и спектаклей на сцене устанавливают отдельный монитор с текстом.
Телесуфлеры помогают поддерживать спонтанность, непрерывность, плавность речи, создавать иллюзию «непосредственного» говорения. С ними человек не забудет даты или термины, сможет последовательно развить мысль и ничего не упустить. Однако, произнося текст, нужно помнить об особенностях использования телесуфлеров.
Стоит заранее прочитать и запомнить последовательность изложения речи, произнести ее вслух несколько раз, проработать сложные моменты и слова. Важно попрактиковаться читать с прозрачного стекла в естественном разговорном темпе — улыбаясь, не спеша, подкрепляя слова жестами. А еще нужно научиться поддерживать связь с оператором телесуфлера и камеры, чтобы при форс-мажорах действовать слаженно.
Дисплей, на котором отображается текст, помогает даже непрофессиональному диктору произносить речи без запинки. Телесуфлер способствует концентрации и снимает стресс при выступлении, это полезный, незаменимый и почти всегда обязательный атрибут современной видеосъемки.
Вот так прогресс не стоит не месте, а подстраивается под нужды человечества. Ну, что ж — легких вам эфиров!