Прекрасная Светлана Абзалова — профессиональная модель с 10-летним стажем. Подиумная модель и преподаватель курсов для начинающих моделей.
Организатор и идейный вдохновитель семинаров для моделей и фотографов.
Основатель компании «АБЗАЛОВА ПРОДАКШН», которая создает фото- и видеопроекты и предоставляет такие услуги, как постановка, создание декораций, визаж, аэромакияж, грим, бодиарт, в общем — всего, что может быть связано с фотобизнесом.
Профессиональная танцовщица, очень неординарный и талантливый человек.
Именно с ней наш сегодняшний диалог о том трудно ли стать профессиональной моделью, и как поймать мечту и крепко удерживать ее в руках?
— Светлана, как на ваш взгляд, тяжелая ли работа у модели?
— Любая работа кажется легче твоей, пока ты не окунешься в нее полностью. Стороннему наблюдателю может показаться, что достаточно просто одеть красивое платье, накрасить губы и улыбнуться в камеру, чтобы быть моделью. Да, это не уголь добывать, но тем не менее сложно. Когда ко мне приходят начинающие учиться позированию, то удивляются тому, что, оказывается, это физически тяжело! Что требуется приложить усилия, чтобы сделать и позу, и лицо, и картинку в целом. Но тем, кто привык с детства к физическим нагрузкам (танцами занимался или спортом), им легче. Такая подготовка помогает. Ну, а если еще любить работать на публику, то не чувствуешь не усталости, ни боли…
Вот, к примеру, балерина. Она ведь не страдает от мук в своей профессии. Да ей тяжело физически, но к этому привыкаешь, учишься не замечать, получаешь уже только удовольствие. Я иногда устаю больше от ничего неделания. А быть моделью — это призвание, как и быть балериной. Кто-то задерживается, кому-то надоедает и уходят.
— Что подкупает в профессии модели?
— Не нужно вставать в 7 утра каждый день и уходить в 6 вечера домой изо дня в день, и перебирать бумажки, и делать что сказал босс. Я могу быть занята с утра до глубокой ночи, но это интересная нескучная работа. Я встречаюсь со многими талантливыми и творчески одаренными людьми. У каждого много интересных проектов, и каждый по-своему привлекателен.
— А что для вас остается интересным в профессии? Какой вид съемки самый любимый?
— Могу сказать, что мне менее интересно. Например, каталожка на белом фоне, где нужно отснять просто одежду без капли творчества. Еще не люблю, когда креатив настолько зашкаливает, что превращается в безвкусицу. А интересно всегда то, чего еще не было, разные образы, разные жанры. Интересно может быть все, если это сделано со вкусом.
— Трудно ли работать с фотографами, много ли зависит от личных качеств модели?
— Все приходит с опытом. В любой профессии люди разные, но как и в любой профессии важна коммуникабельность. Есть фотографы, которые не умеют преподносить себя правильно, не могут объяснить задачу, агрессивны или наоборот слишком инфантильны и беззвучны. Но я профессионал, многое умею и знаю что нужно делать. Помогаю в проекте фотографу, который не справляется.
Всегда объясняю своим слушателям на занятиях, что работа начинается не с первого кадра, не с первого щелчка затвора, а со звонка, с письма, с предложения, с разговора. Сначала нужно придумать идею, костюм, декорации, место съемки, кто фотограф, кто модель, что вы будете снимать, собрать информацию.
Идею, как ребенка, нужно изначально выносить. Необходимо научиться объяснять. А еще лучше — собирать рисунки, фотографии, каталогизировать все, чтобы потом было проще в поиске и в постановке задач, в разработке образа и выбора позы. Нужно относится к съемке как к профессии, а не как к тусовке.
— Кто главный учитель у модели?
— Важна практика. И много практики! Разные фотографы, разные съемки, разные ситуации. Каждый фотограф видит тебя по-разному… И это прекрасно. Ты учишься у всех, и опыт приходит. Важно не только любить себя, но и адекватно давать оценку тому, что делаешь и как выглядишь. Обязательно просматривать весь материал со съемки, наблюдать как ты выглядишь, видеть свои ошибки и анализировать и постоянно расти и набираться опыта. Не нужно идти на поводу у своих комплексов или зависеть от чьего-то конкретного мнения. Все мы разные, ситуации разные.
— Нужно ли учиться на модель, или эта профессия больше дань призванию, и человек априори должен все уметь от природы?
— Одни считают, что совсем не обязательно учиться, чтобы стать профессиональной моделью, — достаточно иметь призвание. Другие считают, что достаточно уметь ходить по подиуму. Кого-то нужно обязательно научить позированию и походке.
В модельной школе обычно рассказывают все, что угодно, чтобы оправдать те деньги, которые с вас взяли за обучение. Но это как художнику учиться рисовать. Если девушка, скажем, чувствует себя особенной, ей об этом постоянно говорят, то вполне вероятно, что для нее не нужно изучение шаблонов, чтобы держаться на плаву, возможно это как раз и есть то исключение, которое сейчас будет всем интересно.
К сожалению, у нас в стране нет обучения непосредственно позированию. В модельных агентствах учат этике, искусству общения, прививают вкус и стиль в одежде, раскрывают секреты макияжа и походки, но нигде нет цельной системы позирования. Этому, к сожалению, нигде не обучают. А я разработала такую систему, опираясь на свой 10-летний опыт.
— Чему нужно тогда учиться талантливому человеку, чтобы потом модельное позирование стало профессией?
— Мне кажется, что если в человеке есть талант, то любое учение убьет его. Но если вы сами чувствуете, что вам не хватает обаяния, не хватает техники, и вы хотите отточить в себе мастерство, то учиться необходимо, хотя бы для того, чтобы «быть в струе» и не выглядеть глупо на кастингах и съемках.
Я за самообразование, но есть люди, которым на слух, от человека, лучше воспринимать информацию, есть те, кто в принципе не в состоянии чему-то научиться самостоятельно и могут достичь определенных знаний только под чутким руководством… К сожалению, когда я начинала, то не знала ничего, даже что такое портфолио.
Но я человек творческий одаренный, всегда любила сцену, всегда любила фотографироваться, профессионально занималась танцами и во мне есть актерские навыки. И я очень хотела стать моделью. Я никогда не ждала, что меня просто позовут. Я всегда старалась найти новый образ, предложить фотографу что-то интересное, заинтересовывала, и мне это всегда дико нравилось. Если человек талантливый от природы, пластичный, артистичный и красивый, самородок, пробивной и целеустремленный, без особых тараканов и комплексов, он обязательно прорвется.
— Многим начинающим моделям кажется, что нужно просто найти классного фотографа, который сделает такие фотографии, которые в один момент помогут превратиться в звезду. Правда ли это?
— Кто совсем далек от модельного бизнеса, тот так и думает, потому что по ТВ показывают, что дело обстоит именно так: пришел, тебя заметили и сделали звездой. На ТВ сплошное вранье, потому что там нужны рейтинги.
Только если в тебе есть настоящий талант, соответствующая внешность и можешь показать, что с тобой легко работать, то тебя заметят, и есть возможность быстро подняться. А если нет, то нужно постараться, нужно постоянно доказывать что ты можешь. Любой популярный человек надоедает, и известные люди тоже постоянно доказывают, что они крутые.
Тем не менее… Ни талант, ни обучение не дает гарантий, что у вас будет работа. Иногда это случай, удача, иногда везет определенным типажам, допустим, на них спрос в данный период времени.
— Есть ли перспективы развития у модели в России?
— В России до сих пор нет четко разработанных и так необходимых контрактов и договоров. Все довольно поверхностно и неформально. И, как правило, модели работают на запад, потому что платят там лучше, и работа там есть.
А у нас привыкли экономить, модели подписывают релиз, где отказываются от прав, причем не получая за это отдельный гонорар, а соглашаются потому, что моделей много, работы мало.
— На что необходимо ориентироваться тем, кто чувствует в себе потенциал и готов побороться за свою мечту? С чего начинать: искать фотографа, самостоятельно развиваться — учиться танцам, посещать МК… Куда бежать в первую очередь девочке или мальчику…
— Если есть деньги — найти фотографа. Только профи, и у кого в портфолио есть фото моделей. Именно моделей, а не свадеб каких-нибудь. Такие фотографы умеют снимать портфолио. Если нет денег — все равно искать фотографа, например на фешенбанке, но опять же только профи. Большая ошибка идти к таким же начинающим или фотографу средней руки, думая, что профи ты не нужна. Если нет денег, значит надо предложить идею, образы, подготовиться, изучить то, что фотограф делает, что ему можеть быть близко по духу, заинтересовать.
Необходимо быть организованным, уметь договариваться, будет хорошо, если вы сумеете найти тех же визажистов. Я достаточно писала в своем блоге о том, какие ошибки могут быть допущены начинающими. Там есть статьи для моделей и фотографов, которые полезно прочитать, о вариантах решений различных вопросов, в т.ч. статьи о том, как составлять письма.
Выберите 50 человек, напишите им… Один обязательно согласится! Необходимо быть пробивным. Непременно делать снэпы, тесты. И найти лучшие агентства, благо Интернет сейчас позволяет найти что угодно.
Если есть знакомые модели, спрашивать в какое агентство обратиться в первую очередь. И оббивать пороги. Начинать рекламировать себя. Вы должны зацепиться. Появятся одна-две съемки, будет опыт, о вас узнают фотографы. Если понравитесь — пригласят еще.
Мне, например, пишут девочки, я даю адреса и западных агентств, куда им писать. Но нужно быть готовым к тому, что тебя оценивают как товар, как лошадь на базаре, какие зубы, кожа, волосы, ноги… Нужно быть готовым к отказам, а их будет ооооооочень много! Если не одно из агентств не ответило, значит твоя судьба остаться искать работу на родине. Иногда счастье где-то рядом, а не за загадочным бугром.