Проведение промо-акций и лотерей: позиция нашего закона
Как выгодно сделать розыгрыш призов, промо-кодов, скидок или подарков и не попасть под штрафные санкции? Подобный вопрос довольно часто задают клиенты нашего маркетингового агентства. Вы сможете найти ответ в данной статье, разъясняющей базовые отличия между маркетинговыми и денежными лотереями, а также законодательные требования для эффективной и правильной рекламы промо акций.
Что такое лотерея?
Лотерея – игра, которая проводится согласно с договором, где одна сторона (оператор) осуществляет розыгрыш призового фонда, а другая сторона (участвующая в лотерее) получает право на конкретный выигрыш, при условии, что она признается выигравшей соответственно с условиями проводимой лотереи. Закон «О лотереях» № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 года контролирует проведение лотереи.
По своей сути, это взаимодействие сторон. Одна из них осуществляет розыгрыш (денежных средств или ценных предметов, которые разрешены в Российской Федерации), другая сторона – получает приз, в случае если требуемые условия розыгрыша выполняются. Одновременно с этим в качестве приза указывается или часть призового фонда,или весь фонд полностью. Центральное отличие коммерческих лотерей от прочих конкурсов с ценными подарками заключается в том, что выигрыш формируется за счет денежных средств от продажи билетов.
В рамках коммерческой лотереи выдают «лотерейные билеты» – документ (заявление, купон и т.д.), который дает право участия в розыгрыше. Одновременно с этим, данный документ подтверждает согласие участников с условиями лотереи. Все билеты для участия в лотерее требуется обязательно регистрировать у оператора.
Стать организаторами на законном основании могут исключительно Министерство спорта и Минфин. Владельцы бизнеса не могут выпустить лотерейные билеты и организовать розыгрыш промо кодов, , призов, подарков или скидок. Они имеют право стать «оператором» подобного розыгрыша, однако необходимо пройти конкурс у организаторов. Незаконное проведение лотереи – правонарушение, при котором могут назначить штраф. Размер штрафов следующий:
Промо акция с ценными призами
Помимо этого имеет термин — стимулирующее мероприятие. Под этим определением понимают игры, конкурсы и т.д., когда участникам следует купить конкретный товар. Предположим, рекламная акция «Купи лак для волос и найди под наклейкой супер приз» или «Сделай комплексную мойку и участвуй в супер розыгрыше». Подобного рода акции относят к рекламным, поэтому они регулируются уже другим законом — «О рекламе».
Подобные мероприятия проходят по инициативе предпринимателя, они не нуждаются в регистрации. Но нужно сообщить публике:
Каким образом отличить лотерею от промо-акции?
Иногда некоторые стимулирующие мероприятия называют «лотереями». И между ними на самом деле имеются общие свойства:
Критерий | Денежная лотерея | Промо-лотерея |
За счет чего формируется призовой фонд? | За счет проданных билетов: продали на сумму 500 тыс. – призовой фонд будет формироваться из этих 500 тыс. | За счет фирмы, устроившей акцию. Допустим, магазин объявил о розыгрыше ценных призов среди покупателей питьевой воды. Неважно на какую точно сумму продан продукт, выигрыши покупаются за счет компании. |
Чем подтверждается участие? | Купленным билетом. | Купоном/чеком (и так далее), выдаваемым абсолютно бесплатно, после приобретения товара или выполнения определенных условий акции. |
Риск для участников? | Имеется. Люди могут потерять свои деньги, ничего не получая взамен. | Отсутствует. Участники получают товар, а возможность получения приза – это бонус. |
В результате, если вы организовали акцию, где каждый купивший товар на сумму, предположим, свыше 700 руб., получает бесплатный код, чтобы участвовать в розыгрыше ценных призов – это не лотерея, а стимулирующее мероприятие.
Какая может быть ответственность за нарушение проведения рекламной акции
Конкурсы на стимулирующих мероприятиях — разновидность рекламы. В связи с этим проверку их проведения выполняет ФАС. Если госорган обнаружит нарушения, он выдает предписание об их устранении. В частности, обяжет предпринимателя прописать необходимые сведения и т.д.
Кроме этого возбуждается административное дело. Предусмотрено следующее наказание:
Акции с раздачей одинаковых подарков всем участникам.
Такие промо-акции являются важной частью маркетинга при розничной торговле. Смысл промо-акций — предложение покупателям сделки, которая позволяет либо получить больше товара по одной стоимости, либо купить что-либо по более низкой стоимости.
Имеются следующие популярные типы промо-акций:
Для предпринимателей важно, что эти акции не являются стимулирующими мероприятиями. На них не распространяются обязательные требования закона «О рекламе». Значит, ФАС не предъявит претензии, когда магазин, к примеру, не указал, сколько продлится акция «Два товара по стоимости одного».
Но каким способом отличить стимулирующее мероприятие от обычной акций:
Надеемся, что статья дала ответы на большинство вопросов, связанных с особенностями запуска рекламных акций. Все еще остались вопросы? Напишите нам Wise.Promo, и мы попытаемся ответить на них.