С давних времен человеку свойственно стремиться к самореализации путем творчества. Часто бывает, скажем, что потребность рисовать не находит выхода, и руки хватают фотокамеру. Кажется, что с ней можно найти для себя то, что привнесет в жизнь новое, свежее, окрасит ее яркими красками и заставит «летать на крыльях». Не всегда первый опыт позволяет расправить «крылья», не всегда творческий потенциал находит естественный выход, и тогда человек начинает оглядывать, присматриваться – а как же другие? Что у них? Как у них?
А другие – профессиональные фотографы, маститые и сильные творческие личности кажутся непостижимыми, непонятными, самобытными и феноменальными. И так хочется прикоснуться к чуду искусства, попробовать постичь, чуть-чуть догадаться о том, о чем знают эти волшебники, которые с фотокамерой почти на «ты».
А есть ли эти таинственные секретные знания на самом деле? Попробуем выяснить все тайны фотографии с фотохудожником, основателем и креативным директором студии конструирования фотоизображений Design-BERO Владимиром БЕРОЕВЫМ
Уже больше 12-ти лет творческая деятельность Владимира Бероева тесно связана с рекламной индустрией. В качестве арт-директора, дизайнера и фотохудожника, вместе с командой и самостоятельно он создавал рекламные кампании для Олимпиады СОЧИ-2014, Росбанка, Hyundai, Kia, Акадо, Балтики, Volvo Trucks, Ehrmann, Билайна, МТС, Tetra Pak, Гослото, KraftFoods, Фармстандарта, Adrenalin Games, Herbalife, FOTO.ru, брендов “Qwerty”, “Олейна”, “GoodYear”, “Аэроэкспресс”, “J7”, “Estrella” и многих других, разрабатывал социальные кампании для Минздрава, РСА и ГИБДД России.
А с 2010 года, основав студию Design-BERO, Владимир ведет проект «Нереальная Реальность», создавая совершенно уникальные изображения на основе фотографий. Нужно отметить, что творческие работы студии хорошо востребованы в рекламе, презентационных материалах, в кино- и арт-проектах, где нужны яркие идеи и их уникальное воплощение. Прекрасная реализация всего этого отмечена экспертной комиссией Международного фотографического конкурса-салона TRIERENBERG SUPER CIRCUIT. В 2013 году несколько работ студии оказались достойны по профессиональному мнению экспертов призовых мест. Поэтому и неудивительно, что с Владимиром с удовольствием работали российские и зарубежные звезды спорта, шоу-бизенса, политики и кино, в числе которых Ирина Хакамада, Владимир Познер, Андрей Григорьев-Апполонов, Алексей Баталов, Микеле Чеппи и другие.
– Володя, а с какого жанра для вас началась профессиональная фотография?
– В профессиональную фотографию я пришел через графический дизайн в рекламе.
Сначала возникала необходимость для макетов находить различные изображения,
фотографии, фотоэффекты. Их можно было выкупать в фотобанках и у других
фотографов. Однако, очень часто большинство объектов быстрее и экономичнее
было снять собственными силами. Шаг за шагом изучал, как их правильно
расположить, подсветить в кадре.
– А что было до этого? Что нравилось снимать?
У меня всегда существовал интерес к творческой фотографии. В свободное время снимал все подряд, что попадало в поле зрения. Я занимался стрит-фотографией, снимал своих знакомых и моделей TFP. Пробовал арендовать студии и что-то снимать там. Затем стал получать небольшие коммерческие заказы на фотосъемку.
Пожалуй, на стыке личного интереса и профессиональных потребностей появилось
острое желание перевести фотосъемку и обработку изображений именно в
профессиональное русло. Мне не хотелось быть лишь исполнителем чужих идей, поэтому часто стал брать на себя разработку идей для будущих вижуалов. И когда
в 2006-м году стал арт-директором в агентстве, четко понял, что креативный процесс вместе с его визуальным воплощением – это мое.
– Чему вам в первую очередь пришлось учиться как профессиональному
фотографу?
– Когда фотография и обработка стала профессиональным аспектом в моей жизни и
творчестве, я постепенно осознал одну важную вещь: необходимо учиться слышать
своего заказчика. В процессе решения творческих задач нередко забредаешь в
такие креативные дебри, что и самому становится непонятно, как туда попал. А,
допустим, в рекламе важна правильная подача всей рекламной кампании целиком.
Ведь именно так: благодаря фотографии или составному изображению,
текстовому слогану, оригинальности подачи материала люди полюбят
рекламируемый продукт и тогда купят его. Визуальная часть должна быть вкусной, умной
и привлекательной, при этом четко сочетаться со стилем самого продукта или
услуги.
А еще возникла потребность в постоянном улучшении технических навыков
владения фототехникой, осветительным оборудованием и новыми методиками
цифровой обработки. И, конечно же, важнейшим вектором стало оттачивание
мастерства коммуникации с людьми на съемочной площадке, до и после процесса.
Это вообще великая наука, знания в которой можно совершенствовать всю жизнь.
– Какой же самый ценный совет вы слышали и которым пользуетесь до сих пор?
– Самый ценный совет, который мне посчастливилось услышать: «Хватит
раздумывать, начинай действовать!».
Только в момент действия происходит магия преобразования всего на
свете и нас самих, прежде всего. Не умеете что-то делать – начинайте это делать.
Идите туда, где страшно. И шаг за шагом перед вами откроются те возможности и
горизонты, о каких даже подумать было малореально.
– Володя, давайте поговорим о наиболее эффективном способе получения знаний для фотографов. Скажем, нужны ли мастер-классы на ваш взгляд?
– Нужны ли они? Ответ короткий: да. Причем, как ученикам, так и самим учителям.
Для учеников это возможность познакомиться и быстро погрузиться в среду, где
работает профессионал. При наличии практической части в рамках мастер-класса – еще и самостоятельно попробовать в действии изучаемый материал. Причем, под
надзором профессионала, который оперативно покажет векторы дальнейшего
развития и обучения. Таким образом для ученика хороший мастер-класс – это
мощное ускорение самостоятельного обучения. Кроме того, это, безусловно,
общение и знакомство с единомышленниками, людьми, с которыми, вполне
возможно, в дальнейшем свяжут профессиональные интересы.
– А почему мастер-классы нужны и полезны для практикующих профессионалов?
– Все просто. Профи занимаются теми проектами, которые приносят деньги и (или)
интересны в творческом плане. И достигают в этих направлениях достойных высот.
Однако, значительная часть собственных знаний нередко остается во
фрагментированном виде. И именно подготовка материала для донесения его
учащимся позволяет (и заставляет) самому изучить материал более подробно,
скрупулезно и последовательно, заполняя пустоты между островками, которые
приносят деньги и творчески интересны. Собственные навыки и знания спикера
становятся более цельными, крепкими и позволяют укрепить практическую базу
крепким фундаментом теории.
– Что считаете важным для уровня профессионала?
– Недавно я услышал потрясающее и емкое определение понятия «профессионал».
Профессионал – это тот, кто может заниматься любимым делом, когда ему
совершенно этого не хочется.
А, вообще, профессионал в любом деле – это тот человек, который занимается
чем-либо и зарабатывает этим деньги. Т.е. дело, которое он делает, является его
профессией. Критерии профессионализма очевидны и, в то же время, часто
являются маркетинговыми спекуляциями брендов. Рецептура профессионального
фотографа – это целая совокупность факторов, навыков и знаний довольно
широкого профиля.
Мне лично ближе работа, связанная с фотосъемкой людей. Поэтому одним из
важнейших навыков вижу умение и постоянное совершенствование способности к
быстрой и эффективной коммуникации с людьми на всех этапах сотрудничества в
рамках проекта. И, что очень важно, вне его. Простые человеческие эмоции, слова,
мысли, понимание задач клиента чисто «по-человечески» – нередко творят
настоящие чудеса. Нужно быть честным перед самим собой и перед своим заказчиком.
Найти, что интересно и необычно в самом человеке, акцентировать на этом
Внимание и постараться передать эти особенности в снимке. И эффект синергии не
замедлит себя ждать!
– Может быть, какое-то определенное оборудование поможет достичь профессиональных высот?
Как сказал один известный российский фотограф: «Я стремлюсь использовать то оборудование, которое мне не мешает работать. И так уж получается, что часто это бывает дорогое и надежное оборудование, рассчитанное на интенсивное использование». Собственно, нередко это одна из главных причин дороговизны. Главное, чтобы человек четко понимал, зачем и почему использует ту или иную фотографическую или осветительную систему, графическую станцию и иную технику.
– Бытует мнение, что использование «фотошопа» в фотографии уничтожает эффект
«чистого искусства».
– Студию конструирования фотоизображений Design-BERO я создал именно на
пересечении «чистой» фотографии и сложных манипуляций с ней на этапе пост-
обработки. Почему? Потому что для меня и моих коллег важна сама мысль, донесение идеи до зрителя, чем технические пути ее достижения. Традиционная
фотография заканчивается в момент нажатия на кнопку спуска затвора. Изображение, которые создаем мы, в этот момент только начинают свое рождение. Мы создаем этот момент.
Если речь идет о репортажной фотографии, об остановке момента, который
никогда не повторится, то здесь уместно минимизировать вмешательство
обработки в снимок. Однако, когда мы работаем с постановочной фотографией, то
я выступаю за использование максимально возможного арсенала инструментов по
съемке, освещению и обработке. Конечно, при грамотном их использовании в
комбинации.
Отдельно идут чисто экспериментальные проекты фотографов, которые
демонстрируют, например, ту или иную особенность определенного химического и
физического фотоподхода. В таких случаях акценты делаются именно на
технических характеристиках и особенностях результатов. Или же фотограф хочет
продемонстрировать мастерство в постановке света для кадра и делает на этом
особый упор в своей деятельности. Это фишка, навыки, талант и… часто его PR.
Это то, что его отличает от других. Имеет смысл понимать это и иметь в виду.
Тем не менее, если говорить глобально, я лично считаю, что любую фотографию
можно сделать более интересной, применив к ней постобработку в большей или
меньшей степени.
– В чем разница для фотохудожника между коммерческой и некоммерческой
фотографией?
– Разница между коммерческой и некоммерческой фотографией для
фотохудожника, на мой взгляд, заключается во внутренней степени ответственности.
Особенно на ранних стадиях профессионального пути, когда вопросы
самоорганизации еще особо актуальны для личности фототворца. Коммерческая
фотография часто связана с установкой ряда рамок: сроки, технический уровень
результатов, соответствие цветов снимка снимаемым образцам, наличие мощной и
понятной для зрителя идеи и т.д. Коммерческая фотография заставляет
мобилизовать собственные ресурсы и быстро получать новые навыки,
необходимые для оперативного решения сложной задачи. Как ни странно, но
наличие этих рамок нередко способствует получению гораздо более интересных
результатов за более короткое время.
Конечно, всегда актуален вопрос гармоничной пропорции время/деньги/результат.
В ряде случаев сроки, устанавливаемые заказчиком, совершенно неприемлемы
для полноценной реализации задачи. Однако, здесь снова вступает в силу
оттачивание навыков коммуникации. Например, фотограф (напрямую или через
агента, продюсера) может попытаться донести до клиента особенности работы над
проектом и предложить наиболее эффективное решение.
Место для некоммерческой фотографии будет у фотографа всегда. И если научиться правильно организовывать собственное время, силы, нарабатывать технические навыки на коммерческих проектах, то некоммерческие задачи можно будет решать убедительней.
– Володя, вам заказанная фотосъемка часто приносит удовольствие?
– И да, и нет. Это внутренняя установка. Можно мучиться и страдать от непонимания
«ранимого взгляда художника», а можно найти удовольствие в «мытье посуды и
подметании двора».
Если вы решили заниматься фотографией и получать за это деньги, то будьте
готовы, что иногда все будет происходить не так, как вы нарисовали в своей
идеальной картинке. Просто продолжайте двигаться в выбранном направлении,
изучайте правила игры, создавайте новые правила игры, ищите свои фишки. И со
временем вы придете к состоянию, когда сами будете выбирать клиентов и проекты, а поиск новых и сложных задач станет главным показателем развития и совершенствования. Не преодолеете трудностей – проект не сделает вас сильнее, и вы никогда не вспомните о нем. Ищите сложные и интересные проекты. Учитесь получать удовольствие от их решения. А то, что вам за это еще заплатят деньги – так вообще здорово!
– Поделитесь секретом – где искать вдохновение?
– Основное вдохновение – в действии. Не приходит суперидея сразу – начинайте
создавать что-то небольшое, что по силам прямо сейчас. Пробуйте, пробуйте и еще
раз пробуйте. Для вдохновения, как и для удачи, нужна возможность. А
возможности можно и нужно создавать самостоятельно!
С Владимиром Бероевым беседовал С.Заводов
Art-Director & Photographer: Vladimir Beroev
Post-production: Design-BERO studio