Будущий мастер фотографии увидел свет в 1898 году в Николаеве. Его отец занимался развозкой продовольственных товаров, а мать была швеей, семья постоянно испытывала недостаток средств. Бедность родителей и неспособность оплатить мальчику образование привели к тому, что Шайхет еще ребенком пошел работать на судостроительную верфь, имея незаконченное среднее образование. Он мог бы провести там всю жизнь, но настали непростые времена, и юноша был призван в армию в возрасте восемнадцати лет.
Шайхет нес службу в военном оркестре, но вскоре серьезно заболел. Реабилитационный период он перенес тяжело, долго восстанавливал и укреплял свои силы. В 1922 году амбициозный юноша решил поехать в Москву.
Начало карьеры фотографа
Приехав в столицу, Шайхет, конечно же, был вынужден искать себе работу. Нашел он ее практически сразу – в фотоателье с многообещающим названием «Рембрандт» требовался ретушер. Неизвестно как бы дальше развивалась карьера молодого человека, если бы однажды он не встретился со знаменитым в то время журналистом Дмитрием Бразулем. Тот сразу увидел потенциал молодого мастера, посоветовал ему попробовать свои силы в искусстве репортажной фотосъемки. Шайхет раздобыл фотоаппарат с подвижным мехом, который работал с пластинками 9×12 и с энтузиазмом начал работать. Первые его снимки были опубликованы в «Рабочей газете», которая в те годы пользовалась большой популярностью. Для начинающего фоторепортера это был грандиозный успех.
Увидев достижения Аркадия Шайхета, Бразуль настоял на том, чтобы молодой фотограф отнес свои работы в другие издания. И снимки действительно быстро привлекли внимание редакторов, Шайхет стал много печататься.
Мастерство начинающего фоторепортера росло очень быстро, вскоре он выработал свой фирменный стиль, который состоял в умении снимать без прикрас, показывая будничную жизнь людей вживую, без постановок.
Деятельность Шайхета в «Огоньке»
В 1925 году случилось знаковое для молодого мастера событие – Михаил Кольцов предложил ему стать сотрудником издания «Огонек». Это открыло перед Шайхетом новые горизонты – о многом говорит лишь тот факт, что для журнала купили самолет, а фотограф получил возможность освещать ключевые события в любом регионе необъятного Советского Союза. Именно в 1925 году, работая в «Огоньке», Шайхет опубликовал свой легендарный фотошедевр под названием «лампочка Ильича».
Сотрудничество с «Огоньком» было связано и с неприятными событиями для фотографа. Однажды, снимая Клару Цеткин, он разорвал и бросил в урну испорченный снимок, на котором была видна нижняя юбка знаменитой немецкой революционерки. Кто-то из недоброжелателей подобрал эту фотографию, склеил и отправил в органы с соответствующим комментарием. В результате Шайхет был арестован и несколько месяцев томился в следственном изоляторе. Неизвестно, что бы с ним было, не вмешайся в дело Михаил Кольцов, влиятельный в политических кругах редактор «Огонька». Благодаря своим связям он сумел добиться освобождения Шайхета. Фотограф продолжил работу, снимая колхозников, красноармейцев, физкультурников и прочих представителей пролетариата.
Участие в выставке шедевров советской фотографии
Наибольшая известность пришла к Аркадию Шайхету в 1935 году, после проведения выставки шедевров советской фотографии. На ней были представлены более двух десятков его работ, которые сделали мастера популярным не только на родине, но и за границей. Всемирно известный британский романист Бернард Шоу с крайним восторгом отзывался о его фотографиях, а критики и пресса оставили о них только положительные комментарии.
Работа Аркадия Шайхета в период войны
Аркадий Шайхет прошел войну в должности военного фотокора, его снимки печатались в крупнейших изданиях страны. Большинство работ того периода базировались на фотосъемке ключевого объекта сюжета крупным планом. Это мог быть солдат на отдыхе, испуганная неожиданной бомбежкой женщина, радостный от встречи с отцом ребенок и прочие участники тех ужасных событий.
Мастер воевал наравне с солдатами, и даже был представлен к высокой награде – ордену Красного Знамени. На момент окончания войны Шайхет находился в Германии, а в середине лета 1945-го вернулся на родину.
После завершения Второй мировой войны Аркадий Шайхет продолжил сотрудничать с «Огоньком». Несмотря на серьезную болезнь сердца, обострившуюся в период боевых действий, мастер много снимал и часто выставлялся. Былой популярности его снимки уже не имели, но, несмотря на это, работы Шайхета часто публиковались в ведущих изданиях страны.
В пятидесятых годах у легендарного фотографа случилось подряд несколько инфарктов, и в 1959 году он скончался от сердечного приступа, прямо во время фотосъемки.
Многогранность таланта Аркадия Шайхета
Современники помнят Шайхета неутомимым и фанатичным фотографом, полностью преданным своему делу. О его скрупулезном подходе к работе ходят легенды. Однажды мастер едва не разбился, забравшись в поисках удачного ракурса на здание вокзала. Крыша провалилась, и фотограф едва не упал – в последнюю секунду смог удержаться и даже сделать снимок. Как-то раз Шайхет потратил огромную по тем временам сумму на то, чтобы прилично одеть своих моделей – популярных летчиц. От неминуемого наказания его спасли только отличные снимки, на которых девушки получились веселыми и жизнерадостными.
Несмотря на царившее обычно во время фотосъемки веселье и непринужденность, Шайхет очень серьезно относился к режиссуре своих снимков. Он умел поставить модель именно в ту позу, которая максимально точно передавала замысел фотоснимка. Фотограф предпочитал верхние ракурсы, поэтому часто занимал позицию на высоте.
Работы Аркадия Шайхета оказали неоценимое влияние на творчество нескольких поколений фотографов, не потеряли свою актуальность и до наших дней. Они восхищают зрителя своей выдержанностью и реалистичностью.