Третье марта — начало весны, а также день рождения выдающегося чешского фотографа Франтишека Дртикола. При жизни названный классиком, он был одним из самых успешных мастеров жанра в стране. Он работал недолго в масштабах всей жизни: из 78 лет занимался фототворчеством «всего» 34, с 1901 по 1935 годы. После 35-го года Франтишек Дртикол отошел от дел и продал свою студию. Однако, все время, посвященное фотографии, ценно не столько для него самого, сколько для мировой культуры.
Франтишек Дртикол работал во многих жанрах, последовательно переходя от пиктореализма к позднему модерну и «чистой фотографии», отказавшись в конце концов от сотрудничества с живыми моделями в пользу фигур из картона. Наиболее неоднозначно широкая публика относится к его работе в жанре ню — однако, именно в нем автор смог сформировать по-настоящему другое видение, написав фотографией новую главу в искусстве портрета.
Дртикол был из числа исследователей всех сторон чувственности: от искристого и жизнерадостного «натюрного» эротизма и практически обыденных зарисовок до символичных, мрачных смешений теней и человеческого тела.
Сам Дртикол, первым из чешских фотографов достигший всемирной славы, всегда мечтал заниматься живописью, и говорил, что его вдохновляют базовые истины искусства — движение, состояние покоя, декоративность и выразительность линий. На своих снимках он «позволял» красоте самой проявиться через сплетение кругов, волн, колонн и изгибов на телах моделей и придавал им необычность, экспериментируя с фонами и освещением.
Он, по собственным словам, удалял все лишнее, использовал тела не столько как визуальное отражение личности, сколько как декоративный объект. Этот подход и в период бурных творческих экспериментов (20-е годы ХХ века) воспринимался как провокативный, но Дртикол говорил, что следует воле небес, создавших человека голым, и мечтает отказаться от предрассудков и штампов.
Патентованные технологии и смелые эксперименты
Дртикол был не только исследователем-модернистом, «заходившим» на территорию кубизма, символизма и футуризма, но и неплохим техником и безусловно талантливым художником. В работе он смело использовал ретушь и добавлял ею «силы» заднему плану, доводя фотографию до живописного объекта. Его работы периода расцвета стирают грань между реальными людьми и абстракцией — тела и картонные фигурки, благодаря искусной игре света, удлиняются, их пропорции искажаются, как и само пространство в кадре.
Мастер фотопечати, много экспериментировавший с различными ее способами (резиновой, карбоновой, маслом) и другими техниками, Дртикол создал собственную запатентованную разработку — полутоновую фотолитографию. Используя достижения авангарда, он убирал все, что могло помешать визуальной чистоте, оставляя только студийный свет и минимально необходимый реквизит.
Продолжением экспериментов стал известный отказ Франтишека Дртикола от работы с реальными людьми — он вырезал фигуры (в том числе в человеческий рост) из картона, используя только очертания для интеграции их в свои композиции. Работая по минималистичным принципам «стерильной» геометрии, он перемещал зрителя в новое измерение, где пространство видится с совершенно новой точки зрения. При этом в период работы в своей фотостудии Дртикол был очень успешным коммерческим фотографом, хотя и стремился в начале творческого пути стать живописцем.
От помощника в модном фотоателье до призера международных салонов
Фотограф родился в 1883 году, в чешском Пршибраме и с детства мечтал стать художником. Однако отец, занимавшийся торговлей, признавал талант ребенка, но не хотел видеть его будущее зыбким и ненадежным. После окончания средней школы он отдал Франтишека в помощники к модному и, что немаловажно, богатому фотографу Антонину Маттасу, где мальчик за три года освоил профессию. Из журнала «Фотографическое ателье» он узнал о существовании Мюнхенского научно-исследовательского института фотографии и поступил туда, уехав в центр европейского модернизма.
Отдав немецким фотонаставникам два года жизни, Франтишек взамен приобрел знания о скульптуре, архитектуре и живописи, съемке на пленэре, в городе, а, что важнее всего, — он обогатил свои знания в основах создания портретов. Получив диплом Дртикол поступил на работу в профессиональное ателье в Карлсруэ, потом работал в Швейцарии, а с 1907 года стал работать уже в собственных студиях. Его пражская «локация» на улице Водичкова, которую фотограф открыл вместе с Августином Шкардой, стала центром притяжения всех, кто хотел получить прекрасный портрет от модного автора. Дртикол снимал первого президента Чехословакии, министров, известных композиторов, ему позировали Максим Горький, Альфонс Муха и Поль Валери. Он также снимал Прагу, выпуская альбомы вместе с партнером по искусству и бизнесу.
Когда ателье, в котором постоянно толпилась элитарная публика, стало приносить существенный доход, автор стал заниматься экспериментами в жанре портретного ню. В работах того периода он подчеркивал красоту женщин, в том числе совсем молодых, что впоследствии стало причиной обвинений Дртикола в пренебрежении нормами морали. Также неоднозначными были радикальные работы по изучению движения и книга фотографий обнаженной натуры. Среди моделей, кстати, была будущая первая жена Дртикола, танцовщица Эрвина Купферова (они развелись, прожив вместе пять лет).
На фотовыставках работы автора стали появляться уже с 1911 года, а после Первой мировой войны, в 20-30 годы ХХ века, фотограф постоянно получал призы на международных салонах (например, выиграл Гран-при в Париже) и публиковался в журналах с мировым именем. В ателье, которое стало его единоличной собственностью, он воспитывал учеников — многие из них тоже стали известными фотографами. В 1922 году была организована первая личная выставка Франтишека Дртикола и, казалось, успеху не будет конца.
Поиски, разочарование и слава
С конца 1920-х годов Дртикол стал экспериментировать с картонными скульптурами в изобретенном им стиле «фотопуризм» и увлекся восточным мистицизмом и йогой. Однако, автор устал от напряжения, а чуть позже его студию настиг финансовый кризис (и, как говорят некоторые его знакомые, реакция властей на обнаженные портреты юных моделей). Несмотря на то, что Дртикол был фотографом с мировым именем, он не мог полноценно зарабатывать и в 1932 году продал бизнес. Три года спустя Франтишек Дртикол вообще перестал фотографировать.
Бросив фотодело, Дртикол стал художником, как и мечтал в детстве, но столкнулся с полным отсутствием интереса к своему творчеству. Живопись и правда — горький и ненадежный хлеб, и автор был вынужден преподавать на курсах для любителей фотографии, в пражском училище и писать учебные программы. Модернизм выходил из моды, и одного из его виднейших деятелей постепенно забывали. В это трудное для себя время Дртикол стал активно постигать буддизм. Он даже перевел на чешский язык много древних текстов — упанишады, произведения даосизма, ваджраяны, фрагменты тибетской «Книги мертвых».
Фотограф занимался медитацией, что не мешало ему в пятидесятые годы стать одним из партийных функционеров. Он первым стал практиковать в Чехии тибетскую ветвь буддизма и активно продвигал его вместе с учениками, занимаясь преподаванием.
Но фотографии его забывались, и в 1961 году Франтишек Дртикол умер, забытый широкой аудиторией. Его архивы сохранили преданные ученики, и с конца 1970-х годов на волне возрождения интереса к искусству начала века, они опять стали интересовать зрителей. Сегодня Дртикола считают одним из наиболее значимых европейских фотографов, исследуют его творчество, посвящают ему выставки — как того и заслуживает выдающийся автор и экспериментатор.