«Не я выбирала фотографию, а она меня»
И.Бинг
Среди фотографов, сформировавших современное культурное поле и систему взглядов на искусство, не так много женщин, и уж тем более ‒ работавших с узкоформатными камерами. Ильза Бинг, прозванная «королевой Leica» ‒ именно такой редкий представитель профессии, чьи годы творческого расцвета пришлись на эпоху между двумя великими войнами ХХ века. Создав большинство своих наиболее известных работ в авангардистском Франкфурте и Париже, увлеченном сюрреализмом, она дополнила эти течения своим ни на что не похожим видением.
Монохромные, геометричные, со сложной, ломаной композицией и тревожным настроением фотографии Ильзы Бинг ‒ настоящие произведения искусства. Они многослойны и необычны. Автор часто использовала нетипичное для того времени кадрирование, задействовала резкость естественного света и смело обращалась с перспективой. Бинг была новатором и в техническом отношении ‒ например, изучала соляризацию негативов независимо от М.Рея.
Несмотря на то, что фотограф родилась в конце XIX века (23.03.1899), она всегда ассоциируется с ХХ столетием, его пионерами авангардизма и искателями новых форм для самовыражения. Особо ярко проявлялось это течение в архитектуре, и неудивительно, что именно из нее Ильза Бинг пришла в фотографию. Иногда кажется, что она не слишком сильно была влюблена в это искусство ‒ начала снимать случайно, а в расцвете лет (в 50-е годы ХХ в.) оставила профессию ради иных художественных изысканий. Но это поверхностный взгляд ‒ только горячо увлеченный работой человек смог бы создать с помощью небольшой узкоформатной Лейки столь масштабные и впечатляющие работы.
Ильзу Бинг уважали коллеги, и наиболее заметные архитекторы того времени с удовольствием доверяли ей съемку своих творений. То же можно сказать и о редакторах знаменитых глянцевых журналов Vogue, Le Monde Illustre и Harper’s Bazaar ‒ немецкий фотограф помногу работала для мира моды. Сложно представить, что практически все ее творчество уместилось в 25-30 лет ‒ так много она успела сделать.
Ранний период творчества: архитектурная съемка в Германии
Ильза Бинг родилась во франкфуртской еврейской семье. Она не сразу осознала в себе призвание. Почтенная и уважаемая родня готовила девочке, без сомнения, достойный путь ‒ Ильза училась в знаменитом местном университете (поступила туда в 1920 году) и изучала физико-математические дисциплины. Вскоре они ей наскучили и девушка перевелась на факультет искусств, где даже начала писать диссертацию о Фридрихе Гилли ‒ немецком архитекторе, приверженце неоклассического направления.
Собирая материал для работы, она и взяла в руки камеру. Сначала это была модель Voigtlander, а вскоре ее сменила небольшая и компактная Leica. В то время фотокамера продавалась лишь три года, но уже прославилась революционным 35-миллиметровым форматом и возможностями для ручной съемки быстродвижущихся объектов.
Хотя Leica тогда мало кто использовал, Ильзе она понравилась простотой и небольшим весом. С ее помощью она делала кадры нужных ей зданий, а затем и просто городского ландшафта. Занятие захватило ее до такой степени, что вскоре Ильза стала проводить за ним практически все время, оставив диссертацию.
Мастерство свежеиспеченного фотографа росло, и вскоре ей стали заказывать съемку архитектуры и фотоочерки для Frankfurter Illustriete. На этом этапе творчества большое влияние на Бинг оказало сотрудничество с голландским архитектором-модернистом Мартом Стамом. В 1928 и 1929 годах он работал на крупном строительном объекте во Франкфурте, одновременно преподавая в знаменитой школе Баухауз. Архитектор познакомил Ильзу, снимавшую его объекты, с видными представителями авангардизма ‒ Элем Лисицким, Ханной Хех, Куртом Швиттерсом. Под впечатлением от их новаторских взглядов фотограф стала активно обращать внимание на работы других фотографов, особенно французских. После франкфуртской выставки Флоренс Анри она приняла окончательное решение переехать в Париж.
Работа в Париже: расцвет мастерства
В 1930 году, несмотря на непонимание и даже сопротивление традиционно настроенной семьи, Ильза Бинг уехала во Францию, где стала продвигаться семимильными шагами по пути творческого самосовершенствования. Она уже была видным фотографом, часто выставлялась на европейских экспозициях и пользовалась благосклонностью публики и заказчиков. Первые любили работы Бинг за их эмоциональность, при этом понятность и неперегруженность, а вторые ‒ за высокий технический уровень.
По-прежнему снимая на узкоформатную Leica (чуть ли не единственная в профессии), она делала это настолько хорошо, что вскоре ее неофициально стали называть «королевой» этой камеры (впервые автора так назвал критик Эмманюэль Суге). Компания даже прислала ей для тестов свои новейшие разработки ‒ широкоугольную технику и телеобъектив.
В Париже молодой мастер жанра поселилась в отеле на улице Бонапарт, и уже в 1931 году была организована ее первая французская выставка. На ней были представлены изображения танцовщиц из Мулен Руж. В этом Ильзе помогла поддержка старинного друга и коллеги журналиста Генриха Гуттмана, предоставившего для печати снимков свой гараж. Кроме салона «Международное искусство фотографии», она работала на многих выставках, и вскоре стала очень популярной.
С ней сотрудничали парижские модные журналы, критики оценивали ее наравне с Анри Картье-Брессоном, Андре Кертесом, Маном Реем. 1936 год ознаменовался включением фото Ильзы Бинг в Первую экспозицию современных снимков Лувра. В 1937 году ее работы пересекли Атлантику ‒ их взял нью-йоркский Музей современного искусства, где Бьюмон Ньюхолл организовал легендарную экспозицию «Фотография 1839-1937».
Война и закат карьеры
Ильза плодотворно и очень успешно работала в Париже целых десять лет, но в 1940 г. город взяли войска Рейха. Ее и мужа, пианиста Конрада Вольфа, как евреев, отправили в отдельные лагеря на юге страны. Ильза провела полтора месяца в Пиренеях, прежде чем смогла выехать в Марсель. Там ее ждал муж, и через девять месяцев они оба получили американские визы.
В июне 1941 года семье удалось уехать в Нью-Йорк. Там Ильза по крупицам собрала себя и свое профессиональное влияние, и смогла получить стабильную работу портретиста, хотя уже никогда не переживала прежнюю блестящую славу.
В Америке фотограф рассталась с Leica, перейдя на крупноформатные камеры. Стиль ее изменился: мягкость и монохромность уступили место жестким формам и линиям, экспериментам с цветом и плотной работой в портретном жанре.
Устав от фотографии и воспоминаний о тяжелых временах, связанных с ней, Ильза в конце 1950-х годов вообще оставила профессию. Она ушла из жанра в статусе знаменитого, успешного и талантливого мастера, видного портретиста, но, скорее всего, чувствовала что эта среда не подходит для нее. В 1959 году Ильза начала заниматься живописью, писала стихи, экспериментировала с симбиозом слов, изображений и математического аппарата и даже иногда фотографировала ‒ как любитель. Подобной деятельностью она занималась до самой смерти в своем манхеттенском доме в 1998 году.
«Королеве Leica» было 98 лет, и в конце жизни она говорила, что не выбирала профессию. Дитя своего времени, она поддалась его влиянию, став одним из выдающихся его летописцев. Это подтверждают многочисленные поклонники творчества Ильзы Бинг и выставки, которые до сих пор проходят по всему миру.