Его называют одной из самых главных фотолегенд современности, целиком изменивших представление о культурном поле, коммерческой визуализации и съемке клипов.
Едва ли не все, кто интересуется современной медиа-средой, ее коммерческой и художественной сторонами, видели известные рекламные фильмы об аромате J’Adore от Dior с великолепной актрисой Шарлиз Терон в главной роли, или скандальный, уже ставший легендарным и почти классическим, видеоклип Мадонны Justify my Love. Эти и еще множество других проектов, дело рук известнейшего фэшн-фотографа, режиссера видео для музыкантов и истинного художника ‒ Жана-Батиста Мондино.
Шарлиз Терон для J’Adore Dior
Кадр из клипа Justify my Love
Среди тех, кто работал с Мондино ‒ не только крупнейшие дома моды и глянцевые журналы высшего эшелона, для которых фотограф провел умопомрачительные фотосессии, но и ключевые музыканты современности: Стинг, Бьорк, Дэвид Боуи, Ленни Кравитц и огромное множество других звезд. Обладатель премии «Сезар» за лучшую режиссуру рекламы снимал Скарлетт Йоханссон для Dolce and Gabbana, фотографировал Жизель Бюндхен и Наталью Водянову, Джонни Деппа и Мэтью Макконахи.
На сегодняшний день Мондино зарекомендовал себя как мастер классических образов фэшн-индустрии, идеальных и просчитанных до миллиметра фотографий, в которых все же находится место сомнениям, иронии и кто-то может даже отыскать второе дно смысловой нагрузки.
Биография и творчество: начало и расцвет
Жан-Батист Мондино (фр. Jean-Baptiste Mondino) ‒ истинный француз. Он родился 21 июля 1949 г. в Обервилье, северном пригороде Парижа. Период взросления пришелся на самое бунтарское, взрывное и изменившее современную культурную среду время. Мондино быстро определил направление всей своей жизни, и уже в 1970 г. стал арт-директором в агентстве рекламы Publicis. Как и все молодые люди той эпохи, Жан-Батист был страстно увлечен рок-культурой и уже начинал пробовать свои силы в фотоделе.
С начала 80-х годов он стал снимать небольшие фильмы для музыкантов. Первая его заметная работа ‒ Little Darlin’ для Sheila. Именно в тот момент, когда видеоклип стал формироваться, как жанр, к Мондино пришло признание. В 1985 г. за клип The Boys Of Summer для бывшего вокалиста The Eagles (Дон Хенли) фотограф стал обладателем четырех премий MTV.
Благодаря оглушительному успеху Мондино обрел популярность и познакомился с Паскалем Лебегом. С ним он начал снимать, ставшие чуть позже живой классикой, клипы середины-конца 80-х: Russians со Стингом, True Faith для группы New Order, Downtown Train с Томом Уэйтсом, Never Let Me Down Дэвида Боуи.
Эстетика новой волны главного рок-направления того времени как нельзя лучше подошла для зачастую черно-белых, чуть упаднических, но эффектных видео режиссера. В то же время он начал работать с Мадонной. За время сотрудничества Мондино снял несколько ее клипов, в том числе, «взорвавший» общественность Justify my Love, в котором обыгрывались BDSM-образы, Don’t Tell Me, вернувший моду на кантри и провокационный Hollywood.
Отмеченные возрастающим влиянием андеграундных музыкантов 1990-е годы для Мондино принесли работу с Бьорк над клипом Violently Happy, коллаборации с Нене Черри и Ванессой Паради.
Новые грани таланта: с 90-х до настоящего момента
Стиль new wave, задавший визуальный и смысловой тон не только для рок-комьюнити, но и для всего творческого сообщества, быстро стал мал автору, и он начал расширять художественное пространство. Видеорежиссер стал заниматься глянцевой фотографией, не прекращая, однако, снимать фильмы.
За прошедшие годы Мондино работал с Calvin Klein и Карлом Лагерфельдом, с домом Диор, и со многими журналами, в которых печатались его запоминающиеся фотосессии (Numero, W magazine и т.д.). Параллельно фотограф проводит сессии и с селебритиз: он очень часто фотографирует звезд кинематографа и музыки и для прессы, и в рамках социальных кампаний. Героями его историй становились Джони Депп, Джордж Клуни, Тильда Суитон, Пенелопа Круз… Каждая такая съемка тронута печатью фирменного стиля Мондино.
Моника Белуччи и Венсан Кассель
Прожив долгое время в Лос-Анджелесе, фотограф вернулся во Францию ‒ как говорит он сам, разочаровавшись в видеокультуре, которая постепенно теряет влияние, не создает такого количества глобальных медиа-героев, как раньше, и уже не оказывает на мир значимого воздействия.
Сейчас Жан-Батист Мондино живет в Париже, снимает рекламные фильмы для модных брендов, выпускает альбомы своих фотографий (самые известные ‒ портреты известных музыкантов Guitar Eros и сборник работ Two Much), активно работает для Vogue и других фэшн-журналов, по праву занимает место в пантеоне классиков жанра.
Среди самых свежих работ мастера ‒ новые кампании Dior с актрисами Марион Котийяр и Шарлиз Терон. Он все еще поклонник музыки (недаром когда-то был диджеем и композитором) и считает любимым инструментом электрогитару.
Творческий метод Жана-Батиста Мондино: смешение эмоциональности и выверенных образов
Все работы Мондино отмечены главным качеством, присущим фотографу ‒ он умеет поймать эмоциональный момент, в котором статичный объект наполняется жизненной силой, и передать его зрителю с помощью технических средств. Фотограф активно работает с цифровыми технологиями ‒ все кадры обрабатываются, в результате чего они обретают новую форму.
Фирменный стиль Мондино ‒ это сочетание идеального выстраивания кадра с неким «вторым слоем», который проступает сквозь глянцевую картинку и накладывает отпечаток на атмосферу изображения.
Эстетика Мондино выражается в использовании насыщенных цветов, контрастных сочетаний, выделении крупных объектов на монохромном или нейтральном фоне. Он известен портретами, в которых нет акцентирования отдельных нюансов, но образ подается как единое целое, во всей полноте и сложности. Это требует не только недюжинных профессиональных навыков, но и врожденного ощущения гармонии и умения выстроить сцену, которое и принесло Мондино всемирную славу.
Он смело использует эротические образы, но не ограничивается ими: секс и чувственность в работах фотографа присутствуют неявно, создавая только ощущение чего-то привлекательно-запретного, а не предъявляя суть на всеобщее обозрение. В этом Мондино помогает чувство юмора, немного гротескное и саркастичное.
Новые исследования фотографа лежат в освоении возможностей цифровой фотографии. С помощью компьютерных технологий он исследует темы клонирования, репликации, манипулирования образами, чтобы отразить изменения, происходящие в обществе. Мондино смешивает модную провокацию и новые технологии.
В одном из недавних интервью Жан-Батист Мондино сказал, что мода создана для того, чтобы умирать каждые три месяца и в современном мире нет больше места героям и антигероям. Самовыражение с улиц ушло в интернет-пространство, и люди все меньше читают глянцевые журналы, предпочитая им электронные СМИ. Свое будущее, как и в целом дальнейшее развитие культуры, Жан-Батист Мондино видит в интерактивности, 3D-технологиях и индивидуальности, которая всегда отличает его от других.