Джеймс Френсис Харли (James Francis Hurley) — «бешеный» фотограф и отважный искатель приключений
Джеймс Френсис Харли (James Francis Hurley) — «бешеный» фотограф и отважный искатель приключений

Джеймс Френсис Харли (James Francis Hurley) — «бешеный» фотограф и отважный искатель приключений

Фрэнк Харли — австралийский фотограф, которого нередко называют самым знаменитым среди соотечественников. Родившись в последней четверти XIX века, он стал летописцем многих значимых для ХХ столетия событий. В честь Джеймса Френсиса Харли (James Francis Hurley, полностью его имя звучит именно так) были названы два географических объекта — мыс неподалеку от антарктического ледника Мерца, впервые обнаруженный Дугласом Моусоном, и заснеженный горный массив неподалеку от Маунт Биско. Подобной чести фотографы, да и большинство людей вообще, удостаиваются нечасто.

James Francis Hurley

James Francis Hurley

Место было выбрано неслучайно: для большинства поклонников полярных исследований имя Харли тесно связано с Антарктикой, где он провел, в общей сложности, четыре года своей жизни. Он принимал участие в драматической и знаменитой экспедиции, организованной сэром Эрнестом Шеклтоном. Во время антарктического похода трехмачтовый корабль раздавили льды, и люди были вынуждены десять месяцев сражаться с невзгодами и страшнейшим холодом.

Еще в юные годы за Харли закрепилась репутация человека, готового вытерпеть любые лишения ради удачного кадра, которую он только упрочил, снимая в годы обеих мировых войн ХХ века. Он не боялся рисковать жизнью, смотрел в лицо опасности, как будто был не скромным документалистом, а, по меньшей мере, капитаном эскадры. Отчаянный смельчак и талантливый репортажник Фрэнк Харли не зря носил прозвище «бешеный фотограф». 

Фрэнк Харли: пиктореализм, фототехнологии и документалистика

Первую мировую войну. На начало ХХ века не существовало техники, которая бы могла делать крупные планы сражений. Камеры представляли собой громоздкие конструкции, к которым прилагались деревянные ящики с хрупкими стеклянными пластинами. Фотограф был вынужден постоянно носить с собой оборудование, которое весило почти 20 кг.

Чтобы создавать масштабные полотна Харли приходилось использовать прием печати с двух или нескольких негативов. Конечно, стопроцентно подлинными их называть нельзя, но талант автора был столь впечатляющим, что широкая публика долгое время считала их абсолютно документальными. Впрочем, сам фотограф не скрывал «коллажи», помечая их соответствующей надписью на выставках. Например, в Лондоне, на экспозиции, посвященной действиям австралийских солдат в военной Франции. «Сфабрикованных» работ у него совсем немного — большинство кадров относится к «чистому жанру» фотодокументалистики.

Фрэнк Харли был последователем пиктореализма — направления, в котором пробуждение эмоций у аудитории важнее сухой демонстрации фактов. Как страстная, яркая натура и талантливый мастер, автор, безусловно, справлялся с задачей — его снимкам присущ неповторимый стиль, в котором слышны гимны храбрости, чувствуется дух авантюризма и преклонения перед человеческими возможностями. Фотографии и кинохроника Харли (он много работал с камерой и даже снимал документальные фильмы) до сих пор способны поразить воображение своей оригинальной экспрессией.

Ранние годы и начало антарктического пути

Фотограф родился 15.10.1885 года в семье Эдуарда и Маргарет Харли, в пригороде австралийского Сиднея. Он был третьим из пяти детей, с юного возраста отличался бунтарскими склонностями, а в тринадцать лет вообще сбежал из дома и стал рабочим на сталелитейном заводе Литгоу. Навыки жестянщика пригодились ему потом, в опасных экспедициях. Во время похода Шеклтона, например, он делал спиртовки из материалов, уцелевших после кораблекрушения, и даже сконструировал водяной насос для шлюпки, на которой выжившие люди спаслись из ледяного плена.

Через два года после побега мальчик вернулся домой, чтобы закончить обучение в местной технической школе и потом поступить в Сиднейский университет. Первую фотокамеру Харли купил в 17 лет — это была Kodak Box Brownie. Покупка обошлась ему в 15 австралийских шиллингов, и, чтобы выплатить всю сумму, Фрэнк открыл фотографический бизнес, принесший ему репутацию сорвиголовы с камерой наперевес. Он до последних секунд стоял на рельсах перед приближающимся поездом, отправлялся в дикие уголки континента и в 1908 году уговорил легендарного полярника Дугласа Моусона взять его с собой в Антарктиду. 

Узнав, что исследователь планирует экспедицию, 25-летний Фрэнк получил рекомендацию Генри Мэлларда, представителя Kodak, и приехал на собеседование. По воспоминаниям участников происходящего, он буквально загнал Моусона в угол, демонстрируя тот же азарт, что и во время съемок мчащихся поездов. Харли стал официальным фотографом поездки и с 1911 до 1914 года сопровождал полярника в Австралийской антарктической экспедиции. После ее завершения Фрэнк издал книгу «Дом метели», в которой рассказывал о пережитых приключениях. 

Экспедиция на «Эндьюранс»

Фрэнк Харли был участником британского путешествия, которое широкая общественность впоследствии назвала подвигом — ни больше, ни меньше. В августе 1914 года он присоединился к антарктическому капитану Эрнесту Шеклтону, который тогда был совсем молод и до поездки не был знаком с фотографом. У острова Слоновий, неподалеку от цели, корабль Endurance попал в ледовый плен, получил пробоины и затонул. Чтобы спасти экипаж, а также кошку и собаку, которые были на борту, капитан принял решение пересесть в спасательную шлюпку и отправиться к пустой китобойной станции. Там люди прожили больше десяти месяцев и были спасены в августе 1915 года.

Из 27 человек выжили 24 — экипаж (и наш фотограф, в том числе) продемонстрировал чудеса упорства, выносливости и нежелания сдаваться. Харли смог сохранить свидетельства отчаянного сражения с суровым континентом — и фотографии, и кинопленку. Он вернулся к остову судна и обнаженным по пояс нырнул в смесь морской воды и кашеобразного льда, чтобы спасти пластинки, защищенные герметично спаянным цинковым кожухом. Потом он вместе с капитаном решал, что оставить ради экономии веса, а что взять с собой — и мир увидел около 150 уникальных снимков и документальные кинокадры.

Войны и мирные годы на австралийском ранчо

Вернувшись из героического похода, Фрэнк Харли еще несколько раз был в Антарктиде, а в 1917 году поступил на службу в австралийскую армию (AIF) в почетной должности капитана и первого официального фотографа. Он отправился в Европу, чтобы запечатлеть поле боя во время третьего сражения при Ипре, серьезно рисковал собой и сделал много редких черно-белых и даже цветных фотоснимков. В это время Харли вел дневник, где описывал свои впечатления и увиденное.

После Первой мировой войны фотограф участвовал в этнографических поездках, был в Папуа Новой Гвинее, в Египте, снова в Антарктике (в 1923-1931 годах). Когда на мир обрушилась вторая глобальная катастрофа, он вернулся к работе военного корреспондента и освещал события на Ближнем Востоке. В послевоенные годы Харли много фотографировал, но родную Австралию покидал все реже. Он выпустил несколько фотоальбомов, читал лекции по фотожурналистике, осваивал профессиональную видеокамеру. Вместе с женой, Антуанеттой Розалинд Лейтон (они заключили брак еще в 1918 году) он вырастил трех дочерей и сына.

Фрэнк Харли был удачлив и в рисковых путешествиях, и в бизнесе. Его фотографии публиковали в календарях, туристических буклетах, на открытках, он работал для рекламных проспектов и выступал на радио АВС в качестве ведущего детской передачи «Аргонавты». Фотограф занимался аэрофотосъемкой с гидропланов, много путешествовал по Австралии и снимал документальные фильмы, один из которых даже номинировали на премию Оскар.

Умер Фрэнк Харли 16.01.1962 году в Сиднее, оставив огромную коллекцию снимков, хроники — сокровища поистине мирового значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *