Что такое портретная тарелка и как ею пользоваться, или Всё о софтрефлекторах!
Что такое портретная тарелка и как ею пользоваться, или Всё о софтрефлекторах!

Что такое портретная тарелка и как ею пользоваться, или Всё о софтрефлекторах!

sr-10

У этого модификатора света есть несколько имен: софтрефлектор, портретная тарелка или просто тарелка, англоязычные страны знают эту насадку как beauty dish (красивое блюдо, или блюдо красоты).

Различаются софтрефлекторы в основном по двум основным параметрам – диаметру и по цвету внутренней отражающей поверхности. Также этот модификатор может оснащаться дополнительным тканевым рассеивателем и сотами. А теперь подробнее…

sr-1

Софтрефлектор – ближайший «родственник» стандартного рефлектора, только большего диаметра и с дополнительной деталью. Чтобы свет от осветителя отражался равномерно от всей поверхности тарелки, в середине стоит дефлектор (рассекатель), который призван распределять лучи, идущие от вспышки прямо, – по всей площади софтрефлектора. Углубленная форма тарелки позволяет сделать эти лучи направленными, а специальная каемка по краю данного модификатора предназначена для установки сот, за счет которых свет распределяется более точно.

sr-3

Портретные тарелки продаются трех основных диаметров – 40-41 см, 55-56 см и 68-70 см. Иногда можно найти софт-рефлектор диаметром 85 см, но это большая редкость. Стандартом считается размер 55-56 см, именно его чаще всего применяют для портретной съемки.

sr-12

Для компактных фотостудий приобретают тарелки 40-41 см. Для больших студий и групповых портретов – 68-70. Тарелка 85 см уже только для профи и для специальных проектов. Например, как на картинке ниже, когда по всей видимости была необходимость осветить всю сцену и потребовался очень мощный импульсный источник.

sr-4

Естественно, чем больше тарелка, тем более мягкий свет она дает, потому что каждая точка на объекте съемке освещается из нескольких точек на источнике, тени образуются не резкие, а мягкие. Это наглядно можно увидеть на рисунке, где демонстрируется, как работает свет в солнечную погоду и в облачный день. Лучи после отражения или когда проходят через облака, преломляются и начинают „свою собственную жизнь”, освещают модель со всех углов.

sr-2

Исходя из этого, можно понять, что чем ближе софтрефлектор к модели, тем мягче будет свет.

sr-11

Как применить теорию на практике?

Если ваша портретная съемка проходит в маленькой студии, то отодвинуть далеко тарелку не представляется возможным. Если вы не можете отодвинуться подальше от модели и нет необходимости снимать в полный рост – вы приобретёте тарелку 41 см и останетесь довольны. Логичен вопрос „насколько студия должна быть маленькой” для тарелки в 41 см?

sr-14

Какой бы ни была высокой модель, ее голова все равно примерно 25-30 см высотой, вместе с плечами и грудью – не более метра. Для съемки портрета такого размера с учетом дистанции, необходимой фотографу с 50 мм объективом, студия будет 2-3 метра длиной и 1,5-2 метра шириной.

Конечно, это очень маленькая студия! Да, у некоторых, даже очень хороших фотографов, не так много денег, они снимают дома, но тем не менее, хотят фотографировать хорошими инструментами, к которым, конечно же, относится и портретная тарелка.

Но даже для небольших домашних студий фотографы часто используют тарелки стандартного размера.

sr-5

Для средней студии – от 3 метров шириной и 5 длиной уже стоит приобрести софтрефлектор стандартного размера – 56 см. И, конечно же, большая студия, где можно без проблем снимать моделей в полный рост, с гордостью сможет предложить своим пользователям большой софтрефлектор.

Чаще всего софтрефлектор применяется для фэшн-фотографии молодых девушек с красивой чистой кожей. В 99% случаев его используют как рисующий свет, обычно для схемы «бабочка».

Цвет отражающей поверхности

В большинстве случаев внутренняя поверхность у софтрефлекторов серебристая, это улучшает ее отражательные способности. Но некоторые уважаемые производители еще выпускают их с белой отражающей поверхностью. О том, в чем разница у разных отражающих поверхностей, можно прочитать в статье про отражатели Как и когда надо использовать различные цвета отражателя света?

Соты для софтрефлектора

Если перед фотографом стоит задача сузить пучок света, идущего от софтрефлектора, применяются соты.

sr-6

Они создают эффект прожектора, чем нередко пользуются фотографы, когда хотят воспроизвести впечатление от освещения прожектором на сцене.

sr-7

Соты – дорогой аксессуар для софтрефлектора, но достаточно важный, поэтому рекомендуется приобретать их в комплекте. Софтрефлектор с сотами обойдется дешевле и наверняка все детали будут совместимы, что сделает его более надежным в применении.

Белый рассеиватель

Если на софтрефлектор надеть белый рассеиватель, получится круглый софтбокс.

sr-8

Очень часто такой рассеиватель идет в комплекте к софтрефлектору. Достаточно спорная вещь в своей необходимости для профессионального фотографа, потому что может пригодиться в редких случаях. Этот рассеиватель (в англоговорящих странах „sock–носок”) убивает саму идею софтрефлектора, как направленного источника света.

Но даже если к вашей портретной тарелке не шел в наборе этот самый «носок», но вы хотите его сделать – сшейте насадку из жаропрочной ткани, так как она может подвергаться серьезному температурному воздействию.

Байонеты

С байонетом все просто! Софтрефлектор устанавливается в тот байонет, который есть на приборе. Есть софтрефлекторы со сменным байонетом (например, FALCON EYES), где задняя часть рефлектора установлена на винтах и ее можно относительно быстро поменять, заменив один адаптер другим.

Лучше всего при покупке проконсультироваться со специалистами магазина Фотогора, менеджер поможет разобраться и подберет именно то, что нужно вам!

Пример плашки для байонета Bowens.

Пример плашки для байонета Bowens.

Гели

На софтрефлектор часто устанавливают фолиевые цветные фильтры. Их крепят на рефлектор с помощью студийного тейпа, чтобы при нагревании тарелки они не отклеивались.

Про сами гелевые фильтры мы рассказывали в статье «Съемка с использованием цветных фолиевых (гелевых) фильтров».

Нюанс применения с портретными тарелками один – фильтр должен по ширине быть чуть шире, чем сама тарелка.

Будьте внимательны, иногда встречаются гелевые фильтры шириной 50 см, в то время как ширина вашей тарелки может быть 55-56 см.

sr-13

Григорий Васильев, фотограф, специалист направления «Студийное оборудование»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *