Август Зандер – отец-создатель документального портрета
Август Зандер – отец-создатель документального портрета

Август Зандер – отец-создатель документального портрета

Август Зандер – выдающийся немецкий фотограф, начавший свой путь в искусстве в конце девятнадцатого века. Его вклад в мировую фотографию тяжело переоценить, так как под влиянием Зандера сильно изменился стиль в портретной фотографии того времени, фотограф привнес в него иной, документальный реализм. Вершиной творчества мастера стал колоссальный по размаху проект под названием «Люди двадцатого столетия».

August Sander

August Sander автопортрет

Начиная этот грандиозный труд, Зандер поставил перед собой достаточно сложную цель – создать полный собирательный фотопортрет немецкой нации. Хотя эта работа была завершена только после кончины автора, она стала настоящим шедевром, отправной точкой для творчества нескольких поколений фотографов, навсегда прославив своего создателя. Достаточно сказать, что работа не потеряла свою актуальность до настоящего времени. Август Зандер доказал, что хотя фотография и живопись имеют общие корни, каждому направлению нужен свой, независимый курс в развитии. Каждым сделанным снимком он подтверждал свое творческое кредо: основой фотографии должна быть документальность.

Краткая биография

Великий фотограф появился на свет 17 ноября 1876 года вблизи Кельна. Помимо Августа в семье росло еще шестеро детей. Его отец работал плотником, а мама была обычной крестьянкой. Когда отец Зандера получил производственную травму и стал инвалидом, Августу пришлось идти на железный рудник разнорабочим, чтобы прокормить большую семью. В тот момент ему было 13 лет. Уже тогда мальчик начал серьезно интересоваться фотографией. Дядя Августа, увидев увлечение племянника, помог ему купить первую фотокамеру, с которой и начался долгий процесс становления и самосовершенствования гения.

В 1897 году Зандера забрали на службу. Два года в армии не прошли даром – молодому человеку посчастливилось стать ассистентом фотографа и провести время с пользой, развивая свое мастерство. После завершения службы в 1899 году Зандер решил стать профессионалом и начал зарабатывать на жизнь трудом промышленного фотографа.

by August Sander

Прозанимавшись этим несколько лет, он устроился работать в фотоателье небольшого городка Линц. Благодаря своему таланту и колоссальной работоспособности Зандер сначала вошел в доверие к владельцу фотостудии, который предложил ему работать на партнерских условиях, а позже и вовсе выкупил ее. Уже в 1906 году фотограф организовал свою дебютную выставку. by August Sander

В 1909 году Зандер продал фотоателье и переселился в Кельн, где обустроил еще одну студию. В 1929 году он выпустил книгу «Лицо нашего времени», которая содержала 60 портретов.

Вот некоторые из них.

by August Sander by August Sander by August Sander by August Sander by August Sander

Когда власть в стране перешла к Гитлеру, книга была запрещена, а ее автор впал в немилость у нацистов. В начале Второй мировой Зандер переселился в деревенскую местность, где прожил порядка десяти лет. Заслуженное признание фотограф получил лишь в 1951 году, после своего триумфа на выставке Photokina. Его портретные шедевры произвели неизгладимое впечатление на Эдварда Стейхена, который отобрал несколько наиболее выдающихся и отвез их в Нью-Йорк. На прошедшей в 1955 году выставке «Род человеческий» эти работы вызвали настоящий фурор.

by August Sander by August Sander by August Sander by August Sander

За всю творческую жизнь Зандер получил много вознаграждений и регалий, самой выдающейся из которых стала награда ФРГ «Крест за заслуги», выданная мастеру в 1960 г. Умер Август Зандер в Кельне 20 апреля 1964 года, перенеся тяжелый инсульт.

Творчество

Моделями для работы Августу Зандеру служили все, кто попадался ему на глаза – молочники и адвокаты, кондитеры и интеллектуалы, рабочие и актеры. Можно долго называть людей разных профессий и сословий – этот фотограф снимал всех. Причем снимал как есть, передавая настоящую суть каждого человека. by August Sander by August Sander

Зандер первым начал делать документальную фотографию в том виде, в каком она существует и сейчас. Его принцип «смотреть, наблюдать, думать» стал девизом всей концептуальной фотографии.

Отсутствие избирательности в подборке образов стало причиной опалы во времена Третьего рейха – фотограф показывал слишком многое, что выпадало из идеологии нацистов. Посмотрев на неприглядный образ многих немцев, запечатленных на снимках, Гитлер запретил выпуск работ. А если учесть, что сын Зандера погиб в борьбе с режимом нацистов, то можно считать, что сам фотограф чудом выжил в те нелегкие годы.

by August Sander by August Sander by August Sander  by August Sander by August Sander by August Sander by August Sander by August Sander

Кульминацией творчества гения стала работа «Люди двадцатого столетия». В ней он показал Германию в чистом виде, без распространенного клише избранности арийской расы. Именно это принесло фотографу столь высокую популярность после войны. Его снимки стали открытием на выставке «Род человеческий», ведь на них он показывал этот род без украшательства, во всей его простой красоте, спаянной с недостатками и изъянами.

Проект «Люди двадцатого столетия» был завершен уже после кончины великого фотографа. Его труды издавались в семи томах. Переоценить их значимость для последующих поколений тяжело – фотографы со всего мира до сих пор опираются в своей деятельности на эти шедевры. Как пример, творения выдающихся личностей в фотографии: Ирвина Пенна, Дианы Арбус и Пола Стренда.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *